Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Они, как доктора, лечат очаги аварийности». 10 неудобных вопросов ГИБДД о камерах на дорогах

17 марта 2020, 18:17
«Они, как доктора, лечат очаги аварийности». 10 неудобных вопросов ГИБДД о камерах на дорогах
Фото: архив 66.RU
Неприметные передвижные камеры предательски фиксируют нарушителей на трассах Свердловской области, после чего водителям приходят «письма счастья». Ненависть автомобилистов к операторам треног зашкаливает и перерастает в конфликты и драки. В ГИБДД объяснили, в чем польза треног, и рассказали, что несмотря на народный гнев, меньше их не станет, а даже наоборот.

В конце февраля водитель трактора завалил ковшом выезд оператору передвижной камеры на трассе в районе Верхней Пышмы. В начале марта на трассе Екатеринбург — Челябинск несколько мужчин избили оператора и сняли все на видео. После серии конфликтов на дорогах Свердловской области региональная Госавтоинспекция организовала пресс-тур, в котором рассказывала о работе передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД. Журналист 66.RU задал вопросы, которые давно волнуют всех водителей, начальнику областного центра автоматической фиксации нарушений Дмитрию Кузнецову.


— Кто решает, где и когда ставить камеры-треноги?

— Место установки прибора определяется исходя из анализа аварийности и только сотрудниками ГИБДД — перед опасными участками, поворотами, пешеходными переходами. Каждая камера стоит в местах, где уже произошла беда — ДТП с погибшими или пострадавшими. И, анализируя причины возникновения беды, мы понимаем, что водитель ехал с высокой скоростью или совершал опасный маневр. Для этого в материалах ДТП есть объяснение других участников движения, запись с видеорегистратора, где, анализируя все сопутствующие факторы, которые повлияли на ДТП, делается вывод о том, что причиной была скорость, не соответствующая безопасности в этом месте.

Камера выставляется либо на участок перед этим местом, либо после, в зависимости от того, где оператору безопасно и правильно можно выставить передвижной комплекс. И он, как доктор над очагом аварийности, начинает его лечение.

Как правило, сначала на данном участке много нарушений, потом количество начинает сбавляться. Мы смотрим, что нарушений и ДТП стало меньше, и передвижной комплекс перемещается в другое место, где за это время произошли ДТП. Перестановкой занимается центр автоматической фиксации, с дальнейшим вынесением постановлений об административных нарушениях, чтобы проблемные очаги максимально снизить.

Схема размещения комплексов меняется два раза в неделю. Но есть участки, где наблюдается стабильная аварийность.

— Кто эти люди, которые устанавливают камеры и следят за ними?

— Это не какие-то случайные люди, которые захотели встать, где им хочется. Это, можно сказать, гражданские гаишники, которые осуществляют функцию безопасности на дорогах. Это специально обученные люди, которые имеют навыки работать с приборами, правильно их настраивать, осуществлять контроль, целыми днями здесь находиться, — это не функция полиции. Наша функция — напрямую работать с нарушителями. А фиксация в автоматическом режиме на основании государственного контракта с правительством Свердловской области и подрядной организацией — они являются исполнителями.

— Сколько ДТП происходит с сопутствующим фактором — превышением скорости?

— В 60–70% случаев ДТП происходит из-за выбора водителем скорости, не соответствующей конкретным условиям. Бывают наезды на пешеходов, непредоставление преимущества во время выезда с прилегающих территорий, нарушения при перестроении.

— Как снизилась аварийность на трассах из-за камер? Если можно, с примерами по конкретным участкам трасс.

Яркий пример — транзитная дорога на Тюмень в обход Белоярки. Там из-за колейности установлен знак «70» и «Неровная дорога». Оператор осуществляет фиксацию. В 2015–2017 годы там фиксировались тяжелые ДТП, было по пять-шесть погибших, и только благодаря фиксации удалось стабилизировать аварийность. Сейчас там аварий с погибшими и пострадавшими нет.

На трассе Екатеринбург — Нижний Тагил есть участок, называемый в народе «Невьянские горки», — с подъемами, спусками и поворотами. Это самый локализованный по ДТП участок той дороги. Мы там уплотнили количество рубежей, и не скажу, что там стало хорошо, но количество ДТП снизилось на 15,8%. Но помимо камер мы там еще поставили знаки направления поворотов — знаете, такие флажки.

— Почему камер так мало на нерегулируемых пешеходных переходах, которые потенциально опаснее, и так много на участках, где водители традиционно едут быстрее?

— Повторюсь: камеры ставим там, где произошли ДТП. Согласен, можно, конечно, пойти от обратного и поставить камеру для профилактики, чтобы ДТП не произошло. К примеру, на трассах есть пешеходные переходы с ограничением скорости 70 км/ч. Но мы понимаем, что интенсивность пешеходов на них возрастает, когда наступает летняя пора и активизируются дачники. Летом мы периодически там для профилактики фиксацию осуществляем.

Но есть участки, где камеры сильно нужнее. Например, автодорога Невьянск — Реж — Артемовский — Килачевское проходит через населенный пункт Покровка. Там нет тротуаров, и дети в школу идут по краю дороги. Там постоянно стоит рубеж, для водителей установлены большие аншлаги, знак ограничения скорости, но им без разницы — как шли быстро, так и идут. За год там было выявлено 12–15 тыс. превышений скорости.

— Есть ощущение, что летом, когда средняя скорость выше, треног на трассах больше.

— Нет. Сегодня их 124 на область. Фактически выставляется 85–90 — там, где есть аварийность. А резервные используются там, где возникает проблема с аварийностью.

— Почему операторы все время прячут камеры и прячутся сами?

— Существуют особенности применения передвижных комплексов. Выставить прибор на обочине мы не можем, это будет нарушение правил. Прибор выставляется за пределами дороги и в тех местах, где можно еще и поставить автомобиль оператора.

Есть ГОСТ по установке приборов. Но ни один ГОСТ не может определить особенности выставления приборов, кроме самой организации, которая их изготавливает. Все приборы выставляются на основании инструкции самого изготовителя. А ГОСТы, на которые ссылаются, это ГОСТы рекомендательного характера.

— Почему перед треногами не ставят предупреждающие таблички?

— ГОСТ четко дает понимание, что предупреждающая табличка применяется перед стационарными (!) комплексами. С 1 апреля ожидаем изменения в этот ГОСТ, но и в них ничего не сказано про обязательность применения табличек с передвижными комплексами.

Да, треноги имеют свойство находиться в неожиданной ситуации для водителя. Здесь есть некий момент неожиданности. Для водителя, который хочет ехать быстро, это заканчивается штрафом. Мы преследуем цель, чтобы скорости, вне зависимости от наличия и количества приборов на дорогах, соответствовали правилам. Если мы его предупредим, что здесь стоит камера, он здесь снизит скорость, а потом опять прибавит. Но мы не прячемся, вся информация о камерах есть на сайте ГИБДД, дорожных организаций.

— Похоже, у вас просто есть план по штрафам…

(На этот вопрос ответил начальник УГИБДД по Свердловской области Алексей Кисляков) Планов по штрафам нет, у нас палочная система как таковая вообще отсутствует, и мы нацеливаем наших сотрудников на предупреждение и пресечение нарушений и на предупреждение ПДД.

— Правда, что новых камер будет появляться все больше и больше?

— Сегодня на дорогах области установлено 154 стационарных и 124 передвижных комплекса. В этом году планируем расширение практически в два раза, а до 2024 года — на 350 штук.

Вопрос
Камеры на дорогах — польза или зло?
  • 36%
  • 64%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию