Будущий первый вьетнамский миллиардер родился в бедной (а других там не было) семье, в детстве жил чуть ли не в коробке из-под обуви, в конце 80-х приехал учиться в Москву, затем перебрался на (в) Украину, где открыл ресторан, а позже создал лапшу быстрого приготовления. Получилось так хорошо, что любой подобный продукт там до сих пор зовут «мивиной» (как у нас любой «Роллтон» — все равно «дошик»), а Фам Нят Выонг с первым миллиардом в кармане вернулся на родину и с головой ушел в девелоперство: отели, жилая, коммерческая недвижимость, парки развлечений…
Фото: 66.RU |
---|
Луна-парк Vinpearl в Нячанге — тоже детище Выонга. Как и одноименные отели ещё в 14 городах. Парк занимает целый остров, и по размеру он в два с лишним раза больше, например, чем Ferrari World в Абу-Даби. |
Ну, и по мелочи: в сфере его интересов — сеть супермаркетов, смартфоны, мопеды (в т. ч. — электрические), теперь еще и автомобили. И это не какой-то позор в духе китайского лоукоста, а сразу премиалочка. Ударная сила — седан Lux A и кроссовер Lux SA, разработанные в кооперации с BMW. По сути, это прошлые 5-series и X5.
Фото: 66.RU |
---|
Не удивлюсь, если технически это точная копия, плоть от плоти, а не просто произведение по мотивам — уж слишком быстрый взлет:
Фото: фирмы-производителя |
---|
Учитывая, что у больших ребят только инжиниринг (R&D) занимает 5–7 лет, такая быстрая постановка на конвейер выглядит как чудо. Или не выглядит, если предположить, что в производство запускали уже готовую модель, пусть и с оригинальным дизайном от Pininfarina. Это в 2 года уложить реально: берем X5 (F15), натягиваем другой кузов — можно в шоурум.
BMW внутри, кстати, пахнет. И в целом видно, откуда что растет — даже несмотря на оригинальную компоновку интерьера с вертикально-ориентированным тачскрином вместо BMW'шного пианино клавиш.
Фото: 66.RU |
---|
В остальном — и профиль кресел, и толщина обода руля у седана, например, — точь-в-точь «пятерка» F10.
Фото: 66.RU |
---|
Оба автомобиля, как и предки, весьма крупные, и даже больше доноров: под пять метров в длину и с базой без малого 3 м (у седана F10 она за 3 м переваливала — 3,070 м). Компоновочные проблемы тоже от предков достались: центральный тоннель с карданом, например, который делает задний диван строго двухместным.
Технического разнообразия флагманы Vinfast не предлагают: мотор один на двоих (2 литра турбо). Причем если у седана есть хотя бы варианты форсировки (174 или 228 сил), то SUV предлагается в одном варианте — 228 сил. Седан, к тому же безальтернативно заднеприводный, у кроссовера 4×4 появляется только в самой старшей из комплектаций — первые две тоже RWD.
Фото: 66.RU |
---|
Оснащение разумно-достаточное, но в 2020 удивить уже не может: 4 USB-порта и 5-дюймовое окошко борткомпьютера — это здорово, но даже масс-маркет сегодня предлагает и диагонали побольше, и розеток в избытке. А тут все-таки хорошо, но — по меркам прошлого десятилетия.
Фото: 66.RU |
---|
И само по себе это неплохо — все-таки мы имеем агрегаты BMW под кузовом Pininfarina, то есть беспроигрышное сочетание, коктейль, которым трудно отравиться. Но для noname-бренда этого недостаточно — посмотрите на куда более маститых корейцев, которые 10 лет пробуют играть на премиум-поле, но выдающихся успехов не достигли до сих пор. Даже несмотря на явный демпинг.
Фото: 66.RU |
---|
С оглядкой на домашние цены, демпинговать «Винфасту» придется — и придется конкретно.
При таких исходных данных перелицованное прошлое поколение с неизвестным шильдиком обречено еще на старте.
Фото: 66.RU |
---|
Но не все так однозначно. Во-первых, на вьетнамские цены ориентироваться, наверное, не надо вовсе: машина там — роскошь, облагаемая 100% пошлиной при покупке, так что любой маленький хэтч В-класса стоит как у нас — «Тигуан». Очевидно, что экспортная цена будет отличаться, и отличаться сильно.
Фото: 66.RU |
---|
Во-вторых, между Вьетнамом и Евразийским союзом действуют особые экономические условия («соглашение о свободной торговле»), и Vinfast'у везти автомобили к нам куда дешевле, чем, допустим, Peugeot с Citroen'ом. Ну, и в-третьих: для отца-основателя компании выход в Россию — что-то вроде дела чести или типа того, сотрудники Vinfast прямо говорят, что наш рынок — как второй домашний. А если это дело принципа, то итоговая цена не обязательно будет отражать рыночные реалии и опираться на рыночные категории — выручка не выручка, прибыль не прибыль…
Фото: 66.RU |
---|
Ключевой вопрос — когда? В Vinfast мне ответили: «Следующий год». То есть 2021, хотя в базе Роспатента и седан, и кроссовер появились еще в 2019-м. От себя осторожно добавлю, что анонса можно ждать на грядущем Московском автосалоне в августе.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Помимо баварцев, Vinfast работает с General Motors. Так в их линейке появилась вариация на тему «Матиза» / «Спарка» — Fadil, который напоминает разом и прошлую «Корсу», и первую «Мокку». Но существенно меньше и проще. Хотя тоже недешево, как все авто во Вьетнаме: на рубли — порядка 1,5 миллионов. |
Посмотреть на приход Vinfast будет как минимум интересно, хотя бы потому, что у Фам Нят Выонга еще не было оглушительных провалов, и вся его бизнес-империя пока что выглядит как готовый сценарий для байопика об Успешном Успехе. Тем любопытнее, как он затащит на сложившийся и весьма консервативный рынок специфичные и недешевые автомобили.
Запасаемся попкорном. Рисовым.
Коротко и живописно об автомобилях мы также рассказываем