Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Я случайно сбил пешехода насмерть. Меня теперь посадят?

19 сентября 2019, 12:00
Колонка
Я случайно сбил пешехода насмерть. Меня теперь посадят?
Фото: 66.RU
Как любого интеллигентного автомобилиста, меня преследуют две первородные фобии: разложиться насмерть самому и убрать насмерть пешехода. Второе даже страшнее, потому что если сам — то раз, и уже не больно. А если кого-то другого — то с этим жить, еще и с гарантированной путевкой в Ивдель. Так я думал до недавних пор, но правозащитники меня малость успокоили.

Поводом поговорить об этом стала еще летняя история, которая развернулась прямо у меня за спиной. Еду у края проезжей части в шлеме на разрешающий сигнал на велосипеде, слышу за спиной сначала глухой удар, затем куда более громкий шлепок. Резко принимаю к газону, чтоб если в меня что и отлетит, то падать мягче. Не отлетело: оборачиваюсь — там картинка с заглавной фотки, только без комикс-фильтра и с настоящей лужей крови.

За несколько минут, что скапливалась пробка и толпа зевак, я поехал дальше и успел передумать всякое. Особенно настойчиво в голове крутилось укоренившееся убеждение, что сбитый пешеход — это всегда срок для водителя. Даже если пешеход шел наискосок темной ночью в черном сюртуке и существенно нетрезвый, а ты ехал в белом, со включенным ближним светом и с давлением в шинах по советам фирмы-производителя.

Именно такой мне виделась эта конкретная ситуация с места событий: пьяный дурак бежал на красный и угодил под машину, а водителю теперь светит колония-поселение на Северном Урале. Поэтому я развернулся и оставил жене водителя номер телефона, а потом остаток вечера и часть ночи провел в 15-м отделе, давая свидетельские показания.

Уже там товарищ следователь пояснила, что начудили оба — один заканчивал уже на «желтый», второй побежал еще на «красный». Результат — опять же, на заглавном фото, водителю светит срок.

Или нет. В любом случае, — заверили меня автоэксперты, срок будет в случае уголовного преследования, а оно возможно далеко не в каждом случае наезда на пешехода.

Максим Едрышов, правозащитник:

Я случайно сбил пешехода насмерть. Меня теперь посадят?

— Для «уголовки» нужно нарушение ПДД водителем: ведь даже если кто-то в городе едет 40 км/ч при разрешенных 60 км/ч, это не значит, что он не нарушает. Во-вторых, нужна причинно-следственная связь. Если пешеход выпрыгнул из кустов, а у водителя не было технической возможности остановиться, то даже выявленное опьянения водителя не сделает его виновным в ДТП.

Для установления причинно-следственной связи, добавляет его коллега, должно быть правдивым утверждение «ДТП не произошло бы, не будь нарушения».

Дмитрий Ларионов, правозащитник:

Я случайно сбил пешехода насмерть. Меня теперь посадят?

— Например, бесправная езда не может повлечь ДТП как самостоятельная причина. Как и вождение в состоянии опьянения. А вот если водитель ехал со скоростью 70 км/ч в городе и ему не хватило тормозного пути метров пять, то эксперт установит наличие причинно-следственной связи превышения с происшествием. И это справедливо для обеих сторон: каждый участник, совершивший нарушение ПДД, состоящее в причинно-следственной связи с ДТП, является его виновником в какой-то мере, определяемой судом.

Ну, то есть, не посадят. Может быть.