Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине

22 октября 2019, 18:00
репортаж
«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине
Фото: 66.RU
Журналист и фотограф 66.RU проехали почти 400 км ради необычного эксперимента. А заодно узнали, как частные заправки выживают в конкуренции с федеральными сетями.

Мы с фотографом Гришей выехали из Екатеринбурга на Серовский тракт, цель — Верхняя Салда. С 2013 года местные автомобилисты обсуждают на форумах необычный бензин, который продается только на одной АЗС. Его называют «Кремлевским», стоит он в среднем дороже обычного на 1 рубль за литр и вроде как увеличивает мощность двигателя и уменьшает расход.

Однако в ответ на заверения одних в том, что «двигло реально мягче шелестит» и ему «легче разгонять автомобиль», другие иронизируют: «Этот бензин дает то же самое, что полоски на капоте и крыше». А некоторые даже описывают ситуацию, когда после заправки чудо-бензином машину пришлось ремонтировать. Но это, как обычно, был «знакомый знакомого», и без подтверждений.

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Владелец заправки Сергей Котов рассказал мне, что шесть лет назад, когда он только-только запускал новый сорт бензина в массовое производство, его подвели поставщики — привезли некачественный бензин. Водители списали плавающие обороты двигателей на новизну. Но сегодня доверие постепенно возвращается. Чтобы ускорить этот процесс, Сергей намерен провести ребрендинг заправки.

АЗС находится недалеко от въезда в город и внешне мало чем отличается от других. За исключением того, что на каждой колонке по соседству со стандартными «92-м», «95-м» и «ДТ» есть пистолеты с интригующей надписью «Кремлевский». Он-то нам и нужен!

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Владелец АЗС Сергей Котов рассказал, что узнал о необычной технологии переработки бензина в начале 2010-х. Один его товарищ прогонял через специальную установку обычную воду. После перегонки вода лучше усваивалась организмом человека, ее использовали в лечении болезней кожи лица.

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Аналогичная установка оказалась в гараже у другого знакомого Сергея, который жил в Салде. Будучи владельцем АЗС, он не смог удержаться и не попробовать пропустить через нее бензин.

Сергей Котов, владелец АЗС:

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине

— Я приехал к нему в гараж, залил в установку бензин, «прокрутил», залил полный бак в свой Nissan Patrol, поехал — и не понял, что произошло… Машина просто полетела!

Сергей нашел изобретателя чудо-установки в Екатеринбурге, им оказался 74-летний ученый. Мужчина рассказал, что метод переработки изобрели в 80-е годы.

Большинство крупных предприятий в те времена отапливали зимой мазутом. Когда цистерны прибывали на станцию для слива, слить мазут было невозможно, потому что он замерзал на морозе. Поэтому в него добавляли пар: мазут нагревался — и его сливали. Но потом вставала проблема, как эту воду из емкости извлечь — она ведь не горит.

Тогда ученые Екатеринбурга, Перми, Челябинска и других городов собрались вместе и придумали, что воду можно «связать» с мазутом. Этого удалось добиться путем разрыва межмолекулярных цепей и получения нового вещества. Его теплотворность оказалась не хуже, чем у чистого мазута, но при этом экономия (за счет изначального присутствия воды) составила 30%.

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Услышав эту историю, Сергей решил внедрить производство такого бензина у себя на заправке, перегоняя стандартный «92-й» и «95-й». «Я приехал к ученому и говорю: давайте мне такую сделаем, только большую. Он стал рассчитывать, сколько она будет стоить. Сидели долго, там очень много автоматики», — рассказал владелец АЗС. Название нового сорта — «Кремлевский» — Сергей выбрал сам, потому что оно «звучит».

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Вот как мне позже объяснила салдинское ноу-хау моя мама, химик по образованию:

«Бензин представляет собой молекулы углеводородов, состоящих из цепочки углерода различной длины, по бокам к которой прицеплены атомы водорода. Изменив строение такой цепочки (например, ранее состоящую из восьми атомов углерода сделать из семи, при этом восьмой атом «прицепить» сбоку к основной цепочке), можно повысить октановое число бензина и тем самым увеличить его детонационную стойкость. Ранее это в основном достигалось добавлением в низкие сорта бензина различных присадок, что имело и отрицательные побочные эффекты. В настоящее время наука шагнула далеко вперед: разработаны, запатентованы и используются на практике методы перестройки молекулы углеводородов бензина на упрощенном оборудовании при невысоких температуре и давлении».

Чтобы запустить производство «Кремлевского», количество резервуаров для хранения бензина на заправке пришлось увеличить с четырех до одиннадцати. «Я стал думать, как мне соединить емкости: из одной вытекает, в другую затекает, потом возвращается, и в итоге должна попасть в колонку… Сидел чертил, где и какие задвижки должны стоять, где и в какой последовательности краны должны открываться и закрываться», — вспомнил Сергей Котов.

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Специально под «блендер для молекул» на заправке построили отдельное помещение.

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине
Фото: Григорий Постников, 66.RU

За один прогон установка выдает до 200 литров крафтового бензина. Время обработки — 840 секунд (или 14 минут).

Не проверить чудодейственные свойства «Кремлевского» было бы невежливо. Но, если честно, было страшновато. Фотограф Гриша, например, узнав еще в Екатеринбурге о задуманном мной эксперименте, отказался ехать в Салду на своей машине. Собравшись с духом, в практически пустой бак я залил 30 литров «95-го — Кремлевского»…

«Залил полный бак — и машина полетела!» Леша и Гриша едут из Салды на крафтовом бензине
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Резкое увеличение мощности двигателя, о котором рассказывал Сергей, — вещь субъективная, и я его не заметил. Как не замечаю разницы между обычным 95-м и 95-м с присадками, залитыми на других заправках.

Оставалось замерить средний расход топлива, который должен был оказаться как минимум не больше, даже с учетом того, что едешь в основном в гору. При скорости движения по трассе из Екатеринбурга в Верхнюю Салду в 100 км/ч мы сожгли в среднем 6,3 литра на сотню.

Но только мы выбрались на трассу, начался сильный дождь:

Из-за водяных клинов скорость пришлось сбавить, расход вырос. Эксперимент остался незавершенным. Чем не повод съездить в Верхнюю Салду еще раз? Или дождаться, пока свойcтва «Кремлевского» испытает кто-то из читателей;)