Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Автовладельцы идут в суды с исками о подделке документов. Страховщики готовы остановить выплаты по ОСАГО

28 марта 2019, 17:53
Клиент страховой компании «Югория» через суд пытается доказать, что страховщики подделали его подпись на соглашении об урегулировании убытка по договору ОСАГО. По мнению автомобилиста, в СК занизили сумму выплат. В «Югории», наоборот, считают, что клиент просто решил заработать денег. По словам представителя страховой, на Урале набирает популярность схема судебных разбирательств из-за поддельных или якобы поддельных подписей. Если владельцы машин такую практику не оставят, то страховщики готовы отказаться от выплаты живых денег и отправлять все автомобили на ремонт.

Житель Екатеринбурга попытался отсудить у страховой компании более 200 тыс. рублей за ремонт автомобиля. Он хотел доказать, что сотрудник СК «Югория» подделала его подпись на соглашении об урегулировании убытка по договору ОСАГО, но деньги вернуть пока так и не сумел. 66.RU изучил историю и выяснил, почему таких разбирательств в дальнейшем станет больше и как судебные споры между владельцами автомобилей и страховщиками в будущем могут повлиять на всю систему.

В редакцию 66.RU обратился житель Екатеринбурга Артем Григорьев. Он рассказал, что в январе 2018 года попал в ДТП на своем автомобиле Mercedes-Benz. Гражданская ответственность виновника была застрахована в СК «Югория». По словам Григорьева, сотрудники страховой компании предложили ему подписать соглашение об урегулировании убытка по договору ОСАГО на сумму, которая будет меньше, чем стоимость восстановительного ремонта, но по срокам выплаты быстрее, чем через 20 дней, положенных по закону. От этого, как заявляет владелец авто, он отказался.

Артем Григорьев, истец:

— 2 февраля на мой счет поступили деньги в качестве страхового возмещения в неоспариваемой части, однако такой суммы явно не хватало для восстановления поврежденного в ДТП автомобиля. Я обратился к специалистам, которые провели независимую техническую экспертизу и определили реальную сумму ремонта. Но в «Югории» отказались урегулировать вопрос в досудебном порядке, и я обратился в суд.

Спустя год, в январе 2019-го, представитель «Югории» в суде заявила о том, что между Григорьевым и компанией было подписано соглашение об урегулировании убытка по договору ОСАГО. Истец заявил, что таких бумаг не подписывал, и провел судебную почерковедческую экспертизу. Эксперт доказала, что подпись действительно поддельная и выполнена рукой другого человека.

Первая экспертиза доказала, что подпись поддельная.

Однако суд не поставил сегодня точку в этом разбирательстве и не признал правоту истца. Как рассказали 66.RU в СК «Югория», в ходе заседания представители компании озвучили свои возражения на проведенную судебную экспертизу. В итоге суд решил вызвать на допрос эксперта, который проводил исследование. По его результатам дело либо будет разрешено по существу, либо будет назначена повторная экспертиза. Новое судебное заседание назначено на 5 апреля.

Светлана Щербакова, руководитель управления по связям с общественностью СК «Югория»:

— В других страховых документах Григорьев ставил разные подписи, они различаются. И нам дали возможность доказать свою правоту. Действительно, зачем сотруднику, который ежедневно оформляет десятки подобных соглашений, подделывать подпись Григорьева? В этом нет никакой логики. Мы считаем, что именно гражданин Григорьев подписал документ, о чем свидетельствует наш сотрудник. Представитель «Югории» отметила, что клиент прождал почти год, чтобы набежали пени, и только тогда подал иск. Если при проведении повторной экспертизы суд признает, что подпись поддельная, то автомобилист получит не только доплату за ремонт на основании представленной им экспертизы (порядка 71 тысячи), но и неустойку — всего порядка 210 тысяч. Новое судебное заседание назначено на 5 апреля.

По словам представителя страховой компании, оспаривание подписи в соглашениях — это редкая, но встречающаяся практика. На Урале такая схема получения выплат постепенно набирает популярность: в последнее время не только «Югория», но и другие страховщики сталкиваются с подобными исками.

Такая судебная практика привела к тому, что страховщики вынуждены менять формы соглашения с клиентами. Теперь в документах, которые подписывают автомобилисты в «Югории», все данные должны быть заполнены от руки клиента и должны стоять две его подписи.

Кроме того, если количество исков будет увеличиваться, страховщики обещают стать менее лояльными к клиентам: если сейчас стороны могут договориться о выплате денег, что удобно многим автомобилистам, то в будущем всех владельцев машин будут отправлять на ремонт, за исключением случаев, предусмотренных в законе об ОСАГО.

Если до весны 2017 года сам потерпевший выбирал форму страхового возмещения по ОСАГО, то теперь страховая компания направляет автомобиль на ремонт на одну из станций техобслуживания, с которой у нее заключен договор. Получить деньги вместо ремонта можно, если было заключено соглашение со страховщиком, в случае гибели потерпевшего или если авто не подлежит восстановлению, если счет превышает лимит в 400 тыс. рублей, или при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней).