Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Топовые гонщики со всей страны ездят на ВИЗ. Зачем?!

mazda репортаж
15 февраля 2019, 15:03
Фото: Антон Михайлов, EKB Motorsport, для 66.RU
За несколько лет увлечение кучки уральских энтузиастов разрослось до масштабных соревнований, куда съезжаются чемпионы России и призеры европейских первенств.

Мне немного повезло — я эту историю наблюдал с близкого расстояния с самого начала. По первости это был низовой автоспорт as-is: кое-что, собранное из кое-чего голыми руками, на морозе ездило боком и громко рычало по льду технического водоема на отшибе. Потом появились еще руки, потом — идеи, площадка стала лучше и ближе к цивилизации (с «Рамады» переместилась на визовский пруд), а там и каркашенные «Мазды» MX5CUP подтянулись, и формат гонок на выносливость.

Всего пара лет — и на старте даже Борис Шульмейстер и Сергей Борисов. Вам эти имена, возможно, ничего не скажут, но оба — чемпионы России по кольцевым гонкам, и я изрядно подивился, когда в начале зимы увидел у обоих в «Инстаграме» фото с визовского пруда в Екатеринбурге. Ну, потому что где Шульмейстер, а где ВИЗ. Непривычно.

Сам «Ural Winter Endurance», таким образом, из междусобойчика любителей превратился в серьезный чемпионат из 4 этапов, который собирает на старте по два десятка участников на всем — от Toyota Mark II до тех самых MX5CUP.

URAL WINTER ENDURANCE

Формат заездов, будем считать, авторский, уральский: предполагает массовый старт автомобилей всех классов, борьбу колесо-в-колесо и марафонскую дистанцию — гонка длится два часа. Оно и просто-то два часа по прямой ехать утомит, а уж два, на пределе, на полном ходу и по льду — сами можете представить.

Чтобы представить было проще, Дмитрий Здомский, администратор проекта Russian Mazda MX5CUP, запустил тренинги — почти как у Тони Роббинса, только дешевле и полезные. Суть простая: если ты хотя бы примерно представляешь, как пользоваться педалью сцепления, и схематично — как ведет себя задний привод, тебя научат искать зацеп (если он есть) и все равно ехать быстро (даже если его нет). Через 40 минут даже полный неуч достигает уровня «Диванный дрифтер», а через пару часов сможет сказать «Я у мамы автогонщик».

Акцент именно гоночный: автор курса подчеркивает, что не учит контраварийному вождению, этому посвящены занятия на соседней площадке. Тут же все с прицелом на быструю езду в условиях нестабильного покрытия: на голове — шлем, в машине — каркас безопасности, система пожаротушения, доработанный впуск/выпуск. Шип, правда, гражданский: тренировки на спортивном шипе (1,5 мм) — следующий уровень, на который еще предстоит перейти.

По первости учат искать предел (срыв машины в скольжение) и управление за пределом (машиной в скольжении). Звучит просто, со стороны выглядит красиво, но получается не у всех и через раз. MX5CUP — машина в освоении (и по снаряженной своей массе) легкая, но капризная. Она не очень любит полутона и резкость: боком встает охотно, еще охотнее — разворачивается поперек трассы. Когда найдешь общий язык, удивишься, как жил без нее раньше. Но перед этим придется изрядно пошлифовать задом, передом, боками, а то и крышей местные брустверы. А они жесткие — не смотри, что снег пушистый с неба падает.

Топовые гонщики со всей страны ездят на ВИЗ. Зачем?!
Фото: Сергей Файзулин, EKB Motorsport, для 66.RU

За 1,5–2 часа работы с инструктором просят порядка 12 000 рублей. Вроде и немало, но вот Тони Роббинсу вы отвалите минимум 35 000 и научитесь громко кричать в позе силы, а тут — силовым скольжениям. Звучит вроде похоже. Но второе все-таки полезнее. Вот, как это выглядит в движении:

Кирилл Зайцев