Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Российский авторынок почти вернулся в 2010 год. И, похоже, там останется

21 декабря 2018, 10:01
Российский авторынок почти вернулся в 2010 год. И, похоже, там останется
Фото: архив 66.RU
Окончательно оценить российский авторынок-2018 можно будет только в конце января, когда придет статистика по всем 12 месяцам (пока есть по ноябрь), но общая тенденция уже видна и вряд ли изменится.

С января по ноябрь россияне купили 1,625 млн автомобилей (данные — АЕБ). Если предположить, что перед Новым годом они раскупят еще тысяч 200, то год закончим на отметке 1,8+ млн новых автомобилей.

В 2010 было 1,91 млн. В 2013 — 2,77 млн.

То есть мы до сих пор не вернулись на до-докризисный уровень.

Тем не менее последние пару лет рынок непрерывно рос, чему впору радоваться. Основной причиной эксперты видят, главным образом, отложенный спрос. И он же — причина того, что рынок больше расти не будет. По крайней мере, такими темпами.

Павел Шестопалов, ГК «Автоплюс»:

Российский авторынок почти вернулся в 2010 год. И, похоже, там останется

— Если есть рост, значит, до этого был спад. Естественное явление после спада. Причин несколько: главное — людям надоедают старые машины. Причин менять, как раньше — раз в три года — нет, но через пять лет уже хочется нового. Второе — была разнообразная поддержка (производителей и государства), плюс прошло обновление модельных рядов — это тоже подстегивает к обновлению машины. К тому же экономика пока значительно не падала, сочетание всех перечисленных факторов привело к росту. Если совсем коротко, это называется отложенный спрос.

Сергей Целиков, «Автостат»:

Российский авторынок почти вернулся в 2010 год. И, похоже, там останется

— Потенциал роста авторынка, связанный с циклом смены авто и отложенным спросом, накопленным во время острой фазы кризиса, исчерпан.

Проще говоря, кто хотел поменять машину, но не мог из-за сложной экономической ситуации, это сделал. Дальше менять не будут ближайшие 4-5 лет. А если учесть, что рынок и так оценивался как «насыщенный» еще в 2012 году, то обновляться ему и вправду дальше особо некуда.

Красавчики и лузеры

Если смотреть на масс-маркет, то картинка вполне очевидная. Lada впереди, остальные догоняют. Или нет. Были годы, когда корейцы теснили корифея рынка, а сейчас продажи «Весты» на треть опережают «Солярис», и пусть не настолько, но опережают и «Рио». Проблемы, конечно, есть и в стане Hyundai (Solaris II вышел сильно дороже оригинала, но не настолько лучше, плюс часть продаж однозначно откусывает мегауспешная Creta), но это не отменяет того факта, что Lada последних лет — красавчики. Обновления модельного ряда, в которые было вложено столько сил и финансов в 2014-16 гг., наконец-то отыгрываются.

Топ-10 брендов на масс-маркете

Российский авторынок почти вернулся в 2010 год. И, похоже, там останется
Фото: 66.RU

Дальше по топ-10 все без особых перемен, если не считать какое-то затянувшееся падение Nissan'а. В пятерке его давно нет, но и из десятки, боюсь, он скоро вылетит. В топ-25 моделей — только два «Ниссана» (X-Trail и Qashqai), которые совокупно дают больше половины продаж. Осенью из гаммы исчезла таксопарковая Almera, а Terrano особым спросом никогда не пользовался, и нет предпосылок, чтоб начал. Когда закончатся остатки «Альмер» на складах, думаю, 11-я строчка Nissan'у обеспечена. И это очень грустно, учитывая что сейчас там маленький Mitsubishi, «Ниссаном» поглощенный.

Топ-10 машин российского рынка

Российский авторынок почти вернулся в 2010 год. И, похоже, там останется
Фото: 66.RU

В премиальном сегменте тоже свои лузеры. По крайней мере, в России нет больше никакой «Большой немецкой тройки»: разрыв между Mercedes, BMW и Audi — кратный. В чем причина — хорошо объяснил Павел Шестопалов в интервью, которое я выше уже цитировал, — рекомендую перечитать целиком.

Ключевой момент — у Audi из-за «дизельгейта» нет дешевых дизелей. Дорогих, впрочем, тоже. И там, где покупатель BMW X4 / Mercedes GLE / подставьте любую модель имеет альтернативу, покупатель Audi ее не имеет. Взять хотя бы A6/A7/A8, которые предлагаются с весьма недешевым бензиновым мотором 3.0 TFSI, альтернативу которому инсайдеры пока даже осторожно не обещают.

Аналогичная проблема, похоже, не дает расти Porsche. Покупатели в этом сегменте очень ценят дизель, но у нового Cayenne их нет. И, похоже, не будет, учитывая, что Porsche отказываются от дизелей повсеместно. Возможно, в этом причина довольно скромного роста на 14% в этом году.

Топ-10 брендов в премиум сегменте

Российский авторынок почти вернулся в 2010 год. И, похоже, там останется
Фото: 66.RU

Правда, наличие дизелей не сильно помогло «Ягуару». И два кроссовера в линейке — тоже. В этом году дебютировал маленький E-Pace, на который, очевидно, делалась большая ставка, но продажи все равно отстают не только от Infiniti, но и от новорожденного корейского бренда Genesis.

Вообще-то, это должно быть обидно.