Перефразируя легендарного Бориса Бритву, «Механика — это надежно». Она дает контроль. И вкупе с акселератором и ручным тормозом является органом управления автомобилем. С помощью механики можно делать торможение более эффективным, обгоны более эффективными и движение по магистрали более эффективным.
Грамотно играя тремя педалями, можно лучше загружать переднюю ось, увеличивая сцепление передней оси перед поворотом. С механикой можно держать мотор в тонусе, оставаясь на пике крутящего момента, когда тебе этого надо, а не когда электронные мозги решили.
Механика учит тебя думать, реагировать, творить.
Механика не оставит тебя без крутящего момента, когда ты вышиваешь по серпантинам
Механика (за счет торможения двигателем — ударного включения пониженных) сэкономит тебе пару метров тормозного пути. Иногда их-то и не хватает.
Механика тупо дешевле в обслуживании и без явного саботажа со стороны пилота будет работать практически вечно.
Короче, я переездил на всех современных типах трансмиссий (и на паре архаичных), но под свой стиль вождения, под свою картину мира и человека не нашел достойной альтернативы механике.
Даже убернавороченный 9-диапазонный автомат и двухсцепленчатый робот норовят врубить повышенную и вывалить тебя из рабочего диапазона, когда ты (с притормаживанием левой ногой) вкручиваешься в быстрый правый в уклон, а потом никак не можешь сбросить нужное число передач, когда ты ввинчиваешься в очередную шпильку, дымя тормозами.
Проблема в том, что подобным образом ездят отставные раллисты и автомобильные журналисты. Это им знакомо, когда «грип на передке» есть, а когда сплошной андерстиринг. Простые люди в обычной жизни покупают «Солярисы», «Весты», «Креты», «Рапиды», чтобы утром ехать прямо в одну сторону, вечером ехать прямо в другую сторону. Раз в неделю выбраться по прямой за город да раз в году съездить в Алупку — и тоже преимущественно по прямой. И им вот эти все перегазовки пяткой да езда в две педали
а) не сдались;
б) не вперлись.
Научно-технический прогресс им в этом потворствует и последовательно развивает лень и ее спутников: электронных ассистентов, помощников, страховщиков.
Можно поохать-повздохать, а можно и не. Потому что «автомат»* — это благо, которое надо поскорее установить во все автомобили планеты.
«Автомат» освобождает руки — снижает количество манипуляций в движении, позволяя сосредоточиться непосредственно на анализе обстановки и управлении.
«Автомат» сегодня обладает несоизмеримо лучшей скоростью реакций, нежели самый опытный-разопытный водитель. Время переключения передач даже у ранних итераций DSG заявлялось на уровне 0.8 мс., то есть примерно в 1250 быстрее, чем делаешь ты сам, и в 3750 раз быстрее, чем делает твоя мама или бабушка.
«Автомат» (современный, а не CVT и DP8 от Renault-Nissan) помогает нехило так экономить топливо за счет более оптимальных переключений, а то и резонного ухода в нейтраль при движении накатом.
«Автомат» сегодня обучен фишкам профессиональных гонщиков — еще у дорестайлингового Porsche Cayman была функция автоматической перегазовки (кратковременное поднятие оборотов при переключении), на что бывший с нами на презентации Борис (не «Бритва», титулованный кольцевик) Шульмейстер иронично заметил: «А я этой машине зачем?!»
Правильный вопрос, Борис! Незачем. Эти ходячие CAN-шины на RunFlat-шинах в нас давно не нуждаются, так не будем же стоять на пути технического прогресса и начнем с малого: откажемся от механической коробки передач, как отказались от лопухов в пользу туалетной бумаги, шариковых ручек в пользу Telegram и бумажных книг в пользу компактных ридеров.
*под «автоматом» я понимаю все возможные конструкции трансмиссий, которым для работы не требуется помощь человека