Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
67918 +392
Выздоровели
60419 +404
Умерли
1922 +15
Россия
Заразились
3719400 +21127
Выздоровели
3131760 +22445
Умерли
69462 +491

Дикошарая дичь валит по глине вперемешку с травой, или Шесть наивных вопросов о ралли-рейдах

7 августа 2018, 17:01
репортаж
Дикошарая дичь валит по глине вперемешку с травой, или Шесть наивных вопросов о ралли-рейдах
Фото: 66.RU
Наш автомобильный обозреватель спал в чистом поле, не снимая шлема, выковыривал консервы из банки и систематически наваливал боком, сплевывая куски глины. Все, чтоб найти ответ на вопрос «Зачем не бедные половозрелые мужи барахтаются в болотах и глотают пыль, когда в этом мире давно придумали спа, лобстеров, божоле и Милан?»

Слет мелиораторов

— Куда ехать?
— В гостиницу.

— Это где, покажешь?

Меньше всего такое хочется слышать в 3 часа ночи в удмуртской глубинке от таксиста, поминутно цепляющего то обочину, то встречку в полудреме закрывающихся глаз. Найденный (во многом случайно) отель встретил запахами и храпом общаги.

Фото: 66.RU

— Правильно понимаю, что холодное пиво в мини-баре искать бессмысленно?
— Да. Как и сам мини-бар.

— Но хотя бы покормите?
— Конечно. Есть пюре с печенью.

— Я не ем печень.
— Могу предложить пирожок. И яичко пожарить. А еще у нас есть (заговорщицкое понижение тона голоса) кондиционер!

Дальше я почему-то вспомнил:

— Окна не открывай — комары налетят.

— А я свет выключу.
— Не надо: тараканы прибегут.

Если бы в ту ночь ко мне за кипятильником пришла известная певица, я бы вряд ли удивился — весь запас удивления оставил на ресепшене. И по меркам ралли-рейдов это еще вполне себе лакшери: сами участники с командами спят хорошо если в палатках, а то и под открытым небом, считая звезды и загадывая желания.

Что за ралли-рейды?

Это как марафон, только для взрослых: кровь, пот, боль, вырванные ШРУСы и погнутые рычаги подвески. Пилоты на 4 ведущих едут по горам, по долам, периодически тонут в болотах и прыгают на трамплинах. Трасса проложена частью по бездорожью, частью — по дорогам общего пользования.

Фото: 66.RU

На удмуртском этапе серии «Can Am X Race», который прошел в минувший уикенд, бездорожье было весьма условным: вся дистанция гонки больше напоминала классическое ралли с кучей гравия и красной глины. Поэтому, в отличие от трофи-рейдов, тут не машина ехала на пилоте, а пилоты — в машинах.

Фото: 66.RU

Что за машины?

Серия хоть и зовется «Крупнейшей квадрогонкой страны», но квадроциклов в их обывательском понимании на старте немного.

Фото: 66.RU

Для сравнения: на удмуртский этап приехали 14 квадроциклистов, еще 45 экипажей — на мотовездеходах (они же side-by-side, они же багги). Формально, по технике они ближе к квадроциклам, чем к автомобилям, но с точки зрения принципов и приемов управления — нет.

Фото: 66.RU

Что за «сайд-бай-сайд»?

Мотовездеход с посадкой «плечо-к-плечу». Основу пелетона составляет «Кэн-эмовский» Maverick, и мне для езды между фототочками выдали один такой — только без специфической спортивной подготовки и с «зеленым» ключом зажигания (ограничивает обороты мотора и максималку).

Фото: 66.RU

И это, скажу я вам, дикошарая дичь, а не мотовездеход: 154 силы на 0,7 тонны сухой массы, 0–100 км/ч — за 4,9 сек. — это перфоманс уровня AMG'шной С-шки Mercedes, только он валит столько не по асфальту, а по глине вперемешку с травой.

Фото: 66.RU

Мотоциклетный V2 расположен максимально низко, да еще и сдвинут вглубь колесной базы, поэтому машина и выглядит, и ощущается, и едет как среднемоторный спорт(супер-?)кар со всеми вытекающими: минимальный момент инерции вокруг центральной оси → нейтральная поворачиваемость → стопроцентная послушность и легкость обращения. А еще — сильнейший фан: мотор визжит на отсечке, как молодой Диккинсон времен «Fear of the dark», вариатор вторит ему надрывным гудением, резина находит сцепление там, где ты и не подумал бы его искать, ветер забирается под шлем, продирает до костей, щекочет волосы на груди. Акселератор утоплен, по тормозам бьешь короткими дозированными тычками, потому что эта штука умеет поворачивать и на полном ходу, почти не скользя, лишь наминая бока креслом и диафрагму — ремнем. Едешь и думаешь: «Да к черту весь Милан и лобстеров, например! Дайте мне такой и уйдите все!»

Плюс, эстеты и гурме могут донастроить «Маверик» на свой вкус — даже в гражданской версии регулировке поддаются амортизаторы (сжатие/отбой etc.) Хотя и без этого распластанный по земле вездеход с расставленными по углам колесами, низким центром тяжести и ненасытным турбомотором валит по суглинку так, будто он — Audi R8 V10, только без V10, не «Ауди», не R8 и на 14-дюймовых колесах с во-оо-от таким протектором.

Фото: 66.RU

А на таком можно сразу на соревнования?

Можно: в зачет Adventure для самых маленьких, наивных и неопытных. В том виде, в каком этот класс существует сейчас, он больше напоминает не гонку, а соревнования по спортивному туризму и ориентированию. Полезно с точки зрения знакомства с дисциплиной в широком смысле: распорядком дня, логикой проложенного маршрута, работой со стенограммой в дорожной книге. Последнему, кстати, новобранцев учил Кирилл Шубин, призер «Дакара» и «Шелкового пути». Просто послушайте, как он читает «стенку», — это вам не флоу баттлить, тут реально талант нужен, и умение подобает:

В «Эдвенчуре» скорость участников на спецучастках ограничена 70 км/ч — прямо как у меня в «Маверике» с зеленым ключом. Правда, с непривычки и этого хватит, чтобы испачкать сиденье снизу-сзади. Тем не менее не все участники остались довольны таким дебютом: езда большей частью в прогулочном темпе, минимум адреналина — и вот кировский экипаж уезжает домой со словами «Потеря времени», правда, при этом добавляют, что на челябинский этап думают приехать. Видать, не так много и потеряли.

Фото: 66.RU

Если не хочется в Aventure, а хочется мяса, то это вам во взрослые классы: «ATV» для квадроциклов или в несколько разновидностей зачета для «сайд-бай-сайдов» («SSV Sport», «SSV Super Sport», «Абсолют»), которые различаются глубиной доработки техники. На совсем стоковом «Маверике» попасть туда никак не получится: придется как минимум добавлять зеркала заднего вида, усиливать каркас безопасности, прикупить сертифицированный шлем с системой защиты шеи (HANS). Правда, и ехать при этом дадут не 70 км/ч, а вдвое быстрее.

Фото: 66.RU

А участников много? Откуда они вообще?

Много. Отовсюду. В этом году едут пилоты и с Украины, и из Латвии, не говоря уже про Беларусь и Казахстан. Много пилотов из Татарстана, что логично: культура автоспорта в республике очень развита, местные парни быстры как на асфальте, так и за его пределами, поэтому татарстанские спортсмены — частые гости на подиуме Can Am'а.

Фото: 66.RU

Традиционно силен участниками Екатеринбург, где не понаслышке знают про грязь, жижу, дрист и с пеленок учатся это все преодолевать. Неудивительно, что местные пилоты хороши и успешны: с ижевского этапа «Can Am X Race» Артем Пасечный привез кубок за III место (зачет Adventure, квадроцикл), Артем Востряков — за II место (зачет SSV Sport), а небезызвестный Сергей Карякин взял сразу два II места — в классе SSV Super Sport и в зачете «Т3 Турбо» Кубка России по ралли-рейдам.

Фото: 66.RU

А вот Александр Доросинский (в свое время — призер этапа ЧМ по ралли, на минуточку, и чемпион Эстонии) до финиша хоть и добрался без особых приключений, но только на 11 строчке в своем классе.

Фото: 66.RU

А как туда попасть, если ты простой зритель?

В этом году последний шанс будет с 7 по 9 сентября в Челябинской области под Магнитогорском. Правда, из-за общей продолжительности (500+ км) и с учетом характера трасс подобного рода гонки не совсем дружелюбны к зрителям. Для них обычно проводится открывающий спецучасток («суперспешл») небольшой протяженности и поближе к цивилизации, но конкретно на Челябинском этапе этого не будет. В любом случае, такие вещи вживую надо посещать, если только ради тусовки, а разглядывать в деталях — на фотокарточках, а лучше — «ютьюбовских» нарезках типа этой.

66.RU