Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: архив 66.RU
Несколько советов тем, кто решил провести отпуск на колесах и не знает, с чего начать.

Во-первых, какая «заграница»?

Если вам надо ехать к ближайшим соседям (Казахстан, Украина, Беларусь) — это одна история, если в дальнее зарубежье — другая. Так, для выезда в Европу, Беларусь и Украину обязательно потребуется «зеленая карта» (о ней ниже), для въезда в Казахстан же придется оформлять их местную страховку (аналог нашей ОСАГО) примерно сразу после пересечения границы.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Для проезда в Беларусь и Казахстан хватит внутреннего российского паспорта, чтобы въехать в (на) Украину потребуется загранпаспорт — и не старого образца, а биометрический. Пустят или нет — другой вопрос, тут личный опыт туристов разнится. Молодых людей более-менее призывного возраста нередко разворачивают. Так что я лично от греха подальше исключил транзит через Украину при всей искренней любви к братскому народу.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Если у вас нет шенгена и вам надо в пусть даже безвизовую Европу (Черногория), то объехать Украину довольно сложно — или через Грузию/Турцию, или через Беларусь/Польшу. Но в последнем случае уже нужен шенген. И вот тут могут быть нежданчики. Знакомые хотели доехать до Черногории, минуя Карпаты, но поляки дали визу строго одноразовую и на дни поездки. То есть обратно проехать транзитом через ЕС все равно бы не вышло.

В Казахстане нужно быть готовым к нравам местной полиции: дань они собирают охотно, дерзко и умело. Подробно об этом расписывал в своих путевых заметках наш колумнист Василий Созин, непременно почитайте вот тут.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

В Беларуси есть платные трассы, но для машин с российскими номерами они бесплатны. Условно: вдоль шоссе висит бесчисленное множество камер, и к концу трипа штрафов может набежать на тысячу-другую-пятую русских рублей.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Что за «зеленая карта»?

ОСАГО для заграницы. Оформляется почти в любой страховой не ранее чем за месяц до выезда. Тарифы едины во всех СК, устанавливаются Центробанком, корректируются каждый месяц (вот буквально на днях мы над этим смеялись). Актуальные тарифы на «Зеленую карту» можно посмотреть здесь, а полный список стран-участниц — здесь.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: фирмы-производителя

Без «грин кард» вам а) не оформят визу, если вы еще без нее; б) не пустят в пункт назначения. В отличие от ОСАГО, «зеленая карта» оформляется на машину — неважно, сколько водителей будет за рулем. Правда, во многих странах для управления кем-то, кроме собственника, понадобится нотариально заверенная доверенность.

Какое оборудование должно быть в автомобиле?

Из того, к чему мы еще толком не привыкли (огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки), — световозвращающий жилет. В ЕС без него нельзя даже колесо заменить, любые манипуляции с остановкой машины на трассе — только в нем. С прошлого года такая мера действует и в России, поэтому жилет в машину положить давно пора.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Дальше начинается региональная специфика: в зимнее время года во многих странах с гористой местностью требуются цепи противоскольжения (продаются на любой заправке), во Франции в машине должен быть сертифицированный одноразовый алкотестер.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Чего быть точно не должно — это радар-детектора. Отношение к этим коробочкам в Европе строгое — в Эстонии, например, за него штрафуют на €400 сразу. Помимо Прибалтики они запрещены как класс в Польше, Австрии, Испании, Венгрии, Финляндии, Бельгии, Франции — почти везде, короче, кроме Германии. В других местах не только оштрафуют, но еще и конфискуют. И спасибо, если только прибор, а не всю машину разом (как во Франции).

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

А штрафы же вообще жесткие?

Навскидку: в Греции за непристегнутый ремень карают на €350, за использование телефона без гарнитуры — на €100; в Эстонии за превышение скорости на 20–30 км/ч штрафуют на €90, в Германии — на €70. Курс ЦБ РФ на сегодня, напомню, 73,47 руб. за 1 ойро.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Из хороших новостей: в Беларуси и дальше, в Европе, система фиксации повсеместно автоматизирована, живой контакт с людьми в форме сведен к минимуму – это не Казахстан с собирателями дани. Штрафы на дом приходят едва ли, но если вы проведете в отпуске достаточно много времени, то, скорее всего, заплатить придется на выезде. Если штраф выписан вручную, то без вариантов — оплатить до пересечения границы.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

За рубежом важно помнить, что велосипедисты — это не братья наши меньшие, а более полноправные участники движения, чем вы. За «некорректное отношение» к велосипедистам и пешеходам могут легко оштрафовать на 200, например, евро.

Ну, и перед выездом надо обязательно готовиться ментально. Многие вещи, которые в России проходят, за границей — нет. Например, тут вы можете спокойно месить грязь на газонах, а потом при помощи сутяжника отпрыгнуть в суде с мотивировкой «а чо такова». За границей этот номер не пройдет — готовьте от €80.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Впрочем, это неточно.

С парковкой сразу после Беларуси вообще тяжко — места везде дефицит, поэтому заранее изучите, где в черте города могут парковаться только резиденты, а где — все подряд. Беспроигрышный вариант в любой стране — не затираться в центр, а оставить машину на платной подземной стоянке где-нибудь на подъездах: и дешевле, и безопаснее.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

А с платными дорогами как?

Про Беларусь я уже сказал: с русских номеров денег не берут. В других странах по-разному: где-то (Чехия, Болгария) пользование всеми дорогами платное, на въезде в страну надо будет купить виньетку — стикер на ветровое стекло, подтверждающий оплату дорожного сбора. В Чехии, например, они бывают 10-дневные, месячные, годовые (от 310 до 1 500 крон), в Болгарии — суточные, недельные, месячные, годовые (€8—50). Информацию по другим европейским странам можно посмотреть на сайте tolls.eu

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Во многих странах (Сербия, Франция, Италия) виньетку покупать не надо — платишь только за скоростные магистрали — на въезде или выезде. Там чаще всего цивилизация: принимают безнал, поэтому можно не заморачиваться за конверсию валюты, если вы, например, через какую-то страну следуете транзитом.

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Платных магистралей можно избежать. Особенно если вы используете в качестве навигационного софта maps.me — это вообще лучший способ посмотреть все деревни в дальнем Задырье. Только не удивляйтесь, что ехать будете в среднем темпе 30–50 км/ч (вместо 120–140 на платных магистралях).

Я хочу за границу на своем автомобиле. Что важно знать?
Фото: 66.RU

Когда доверился навигатору и решил срезать

Если собираетесь ездить за рубежом на машине, но не своей, то напоследок советую перечитать наши лайфхаки по прокату. Там много подводных камней, на которые нежелательно натыкаться, если хочется отдохнуть, а не маяться.