Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку

интервью электромобили
15 июня 2018, 17:00
Фото: 66.RU
Если представить себе мировую электромобилизацию в виде тела человека, то развитая инфраструктура будет где-то в районе головы, а Россия — на полметра ниже. На этом фоне отважный польский путешественник Марек Каминский двигается в сторону Японии через всю Россию, подпитываясь то на штучных зарядных станциях, то в придорожных удмуртских мотелях через удлинитель. Мы встретили его на подзарядке в Екатеринбурге и спросили, зачем так жить.

Для своего пробега Каминский выбрал Nissan Leaf — самый массовый (привет, Илон) электромобиль на планете. Это электрический хэтчбек С-класса с полноценным салоном, разгоном 0–100 за 7,9 сек., который от бытовой розетки можно зарядить за 16 часов, а от зарядной станции — за 40 минут (до 80%).

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку
Фото: 66.RU

Есть немалая вероятность того, что этот хэтч однажды доедет и до нашего рынка. Поэтому мои вопросы касались практической стороны эксплуатации. Например, Nissan заявляет максимальную дальность хода «Лифа» на уровне 378 километров. Конечно, это с кучей сносок, оговорок, «но» и «если», да еще и в идеальных условиях испытательного полигона с видом на склоны горы Фудзи в ясную полночь при попутном ветре. В реальности Leaf может уехать где-то на ¾ от обещанного. И то если отключить там вообще все.

Марек Каминский, путешественник:

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку

— Реальный запас хода — 250–300 км. Чтобы увеличить его, приходится ехать с выключенными фарами, не включать печку или кондиционер. Я вижу в реальном времени, как расходуется заряд, и еду так, чтобы добраться как можно дальше. Сопутствующих факторов много: горы, не горы, ветер встречный или попутный… Максимально на одной зарядке я проезжал 300 км. Ключевая проблема для электромобилей — зарядные станции. Но у меня с собой несколько переходников, поэтому я порой заряжаюсь прямо в гостиницах. Люди относятся к таким просьбам с пониманием, нормально.

В таком режиме Каминскому придется ехать через Монголию, Китай и Южную Корею аж до самой Японии. Сейчас Марек уже проехал половину ЕС и России, но до сих пор не знает, что делать, если встал с «пустым баком» посреди тайги, а до розетки — много верст.

Марек Каминский, путешественник:

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку

— Самое главное — не допустить такой ситуации. Это делается на стадии подготовки маршрута: сидишь и считаешь, как не остаться в Сибири без заряда. Останусь — буду думать. Машину я готовил таким образом, чтобы автономно провести до двух недель: там есть запас еды, чайник, термос, кровать. Колеса RunFlat — 200 км можно проехать без воздуха.

Марек — путешественник со стажем и во всех экспедициях придерживается принципа «не наследи» («NoTrace»), к которому он пришел после своих заездов к земным полюсам. Там (а после и везде) он старается не оставлять после себя мусора. Под мусором он подразумевает и вредные выбросы, которых электромобили, вроде как, не производят. При этом современные дизели достаточно экологичны, выбросы минимальны, а запас хода — под тысячу километров без танцев с удлинителями. Зачем на фоне этого всего делать выбор в пользу электромобиля, тем более когда для выработки электричества зачастую все равно надо что-то сжечь — те же углеводороды? Путешественник отвечает:

Марек Каминский:

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку

— Это да. Но и чтобы выработать дизель, надо построить НПЗ. И все равно электромобили более благоприятны к природе, чем те же дизельные двигатели.

При всей их «благоприятности» Марек признает, что Россия далека от готовности к электромобилям. А самые большие ожидания у него от Японии, в которой инфраструктурное будущее уже наступило. Но до этого будущего Мареку еще предстоит преодолеть Тюмень, Красноярск с Иркутском и всю Восточную Азию...

Кирилл Зайцев