Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку
Фото: 66.RU
Если представить себе мировую электромобилизацию в виде тела человека, то развитая инфраструктура будет где-то в районе головы, а Россия — на полметра ниже. На этом фоне отважный польский путешественник Марек Каминский двигается в сторону Японии через всю Россию, подпитываясь то на штучных зарядных станциях, то в придорожных удмуртских мотелях через удлинитель. Мы встретили его на подзарядке в Екатеринбурге и спросили, зачем так жить.

Для своего пробега Каминский выбрал Nissan Leaf — самый массовый (привет, Илон) электромобиль на планете. Это электрический хэтчбек С-класса с полноценным салоном, разгоном 0–100 за 7,9 сек., который от бытовой розетки можно зарядить за 16 часов, а от зарядной станции — за 40 минут (до 80%).

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку
Фото: 66.RU

Есть немалая вероятность того, что этот хэтч однажды доедет и до нашего рынка. Поэтому мои вопросы касались практической стороны эксплуатации. Например, Nissan заявляет максимальную дальность хода «Лифа» на уровне 378 километров. Конечно, это с кучей сносок, оговорок, «но» и «если», да еще и в идеальных условиях испытательного полигона с видом на склоны горы Фудзи в ясную полночь при попутном ветре. В реальности Leaf может уехать где-то на ¾ от обещанного. И то если отключить там вообще все.

Марек Каминский, путешественник:

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку

— Реальный запас хода — 250–300 км. Чтобы увеличить его, приходится ехать с выключенными фарами, не включать печку или кондиционер. Я вижу в реальном времени, как расходуется заряд, и еду так, чтобы добраться как можно дальше. Сопутствующих факторов много: горы, не горы, ветер встречный или попутный… Максимально на одной зарядке я проезжал 300 км. Ключевая проблема для электромобилей — зарядные станции. Но у меня с собой несколько переходников, поэтому я порой заряжаюсь прямо в гостиницах. Люди относятся к таким просьбам с пониманием, нормально.

В таком режиме Каминскому придется ехать через Монголию, Китай и Южную Корею аж до самой Японии. Сейчас Марек уже проехал половину ЕС и России, но до сих пор не знает, что делать, если встал с «пустым баком» посреди тайги, а до розетки — много верст.

Марек Каминский, путешественник:

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку

— Самое главное — не допустить такой ситуации. Это делается на стадии подготовки маршрута: сидишь и считаешь, как не остаться в Сибири без заряда. Останусь — буду думать. Машину я готовил таким образом, чтобы автономно провести до двух недель: там есть запас еды, чайник, термос, кровать. Колеса RunFlat — 200 км можно проехать без воздуха.

Марек — путешественник со стажем и во всех экспедициях придерживается принципа «не наследи» («NoTrace»), к которому он пришел после своих заездов к земным полюсам. Там (а после и везде) он старается не оставлять после себя мусора. Под мусором он подразумевает и вредные выбросы, которых электромобили, вроде как, не производят. При этом современные дизели достаточно экологичны, выбросы минимальны, а запас хода — под тысячу километров без танцев с удлинителями. Зачем на фоне этого всего делать выбор в пользу электромобиля, тем более когда для выработки электричества зачастую все равно надо что-то сжечь — те же углеводороды? Путешественник отвечает:

Марек Каминский:

Один мужик решил доехать из Польши до Японии на электромобиле. Чтоб экономить заряд, не включает печку

— Это да. Но и чтобы выработать дизель, надо построить НПЗ. И все равно электромобили более благоприятны к природе, чем те же дизельные двигатели.

При всей их «благоприятности» Марек признает, что Россия далека от готовности к электромобилям. А самые большие ожидания у него от Японии, в которой инфраструктурное будущее уже наступило. Но до этого будущего Мареку еще предстоит преодолеть Тюмень, Красноярск с Иркутском и всю Восточную Азию...