Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Евро — под 80. Подорожают ли автомобили?

11 апреля 2018, 12:10
Колонка
Евро — под 80. Подорожают ли автомобили?
Фото: архив 66.ru
Подорожают. И не только из-за евро. Но не сразу. Если вообще не пронесет.

Продавцы бытовой электроники заявили о неизбежном повышении цен, туроператоры уже отмечают спад спроса — и все это на фоне очередного рекордного обвала рубля. Резонный вопрос — а что будет с ценами на автомобили?

Ни один импортер ничего вменяемого сейчас не скажет — я по прошлым двум кризисам выучил все эти «Мы внимательно следим за волатильностью рубля», «Корректируем цены сообразно рыночной ситуации», «Будем гибко реагировать на изменение появления возникновения факторов роста» и прочие отговорки.

Попробую сказать за них.

Если рубль не окрепнет, цены на машины вырастут. Ближе к осени в лучшем случае, во II квартале — в худшем. Во-первых, на складах достаточно машин. Это касается и тех, что произведены локально, и тех, что ввезены извне. Еще до повышения ставки утилизационного сбора многие производители подсуетились и наимпортировали машин про запас.

В общем, еще есть что продать по старым ценам. Но недолго.

Во-вторых, ценообразование в автомобильной отрасли — процесс многофакторный и, что гораздо важнее, довольно инертный. То есть между скачками валютных курсов и итоговым отыгрышем этого скачка в розничных ценах может пройти несколько месяцев. Вспомните: в 2014 евро пробил отметку 50 рублей еще в марте, а серьезный рост цен начали фиксировать ближе к осени.

Самый интересный вопрос — насколько подорожают автомобили, если рубль не вернется в какие-то вменяемые рамки. Розничные цены на автомобили не могут вырасти сообразно скачку евро. Грубо говоря, когда рубль падал вдвое, цены на машины вдвое не вырастали. А если вырастали, то производитель фактически погибал — как это было пару лет назад с PSA Peugeot-Citroen, которые как раз попытались подстраивать розничные цены след в след под евро.

В целом же последнее крупное повышение цен растянулось более чем на год: евро тогда успел вырасти и отскочить несколько раз, а импортеры тихой сапой по чуть-чуть подтягивали к его уровню розничные цены. Не вижу причин, почему сейчас будет иначе.

Единственное, что серьезно изменилось за эти 4 года, — уровень локализации, то есть проникновение компонентов отечественного производства в конструкцию автомобиля. Ford и VW успели запустить свои моторные заводы, Nissan освоил штамповку пластиковых элементов и т.п. Это все снижает зависимость себестоимости продукта от курса иностранной валюты. Незначительно, но все же.

Короче. Если рубль не приведут в чувство, то автомобили через пару месяцев начнут дорожать по чуть-чуть, не резко, но стабильно. В большей степени — импортируемые или местного производства, но с низким уровнем локализации. В меньшей — авто местной сборки с высоким уровнем локализации (он колеблется от 30 до 70% в зависимости от концерна).

И — да: на вашем месте я бы побежал затариваться машиной прямо сейчас. И смартфоном. И в отпуск успейте слетать.