Ну, где лапотная Россия, а где — автопилот III уровня!
Воскликнет кто-то. А меж тем:
- в 2019-м инфраструктура для беспилотников появится на участке трассы «Набережные Челны — Казань» и на трассе А181 (Санкт-Петербург — Финляндия);
- «Яндекс» и НАМИ тестируют беспилотники на улицах Москвы;
- Cognitive Technologies и КАМАЗ работают над автономной фурой.
Осторожно предположу, что если где-то и будет сделан прорыв по части беспилотных автомобилей, то именно у нас. Просто потому, что если искусственный интеллект сможет ездить в российских условиях, то он сможет ездить везде.
Поясню. Главное — условия дорожных тестов
Самые громкие проекты (Tesla, Uber, General Motors, Mobileye) тестируются в солнечной Калифорнии и не менее солнечной Аризоне, например. Это даже не усредненные дорожные условия, это что-то близкое к идеалу: чистые дорожные знаки, ровная разметка, простые траектории движения…
В таких условиях при существующем уровне развития науки и техники научить машину ездить без водителя проще, чем научить зайца курить. Полезны ли полученные при таких исходных данных результаты? Чтоб показать инвесторам для привлечения новых раундов вложений — да. Чтоб реально научить ИИ свободно лавировать в разных дорожных условиях — нет.
Собственно, отчасти этим я бы объяснил и нашумевшую аварию, когда впервые в истории беспилотник сбил человека насмерть. Пока светило солнце и пешеходы ходили по освещенным и размеченным переходам, все хорошо. Как только условия удалились от идеальных (ночь, переход в неположенном месте) — трагедия.
* опубликованная Uber запись инцидента (строго 18+)
Понятно, что крупные игроки отрасли перед тем, как давать проекту зеленый свет, проводят не один год в тестах, в том числе при разных погодных условиях, но у российских инженеров тут небольшая фора — у них просто идеальных условий не было, сразу начали с экстремальных.
Экстремальных, конечно, для техники, на которую завязано беспилотное управление. Бортовая электроника автомобиля (радары, лидары, стереокамеры) строят 3D-карту пространства вокруг автомобиля на 360 градусов. По этой карте автомобиль понимает, как и куда ему двигаться.
* 3D-сцена в исполнении С-Pilot российской Cognitive Technologies
В идеальных условиях солнечной Аризоны нет проблем с восприятием внешней информации: все знаки видны, разметка считывается и т. п. Другое дело, когда знаки залеплены, например, снегом, а разметки вообще нет, потому что ее тут и не было, границ проезжей части не видно, а пешеход без световозвращающих элементов на одежде вполне может слиться с окружающей обстановкой.
Получается принципиально другое построение сцены вокруг авто — гораздо чаще что-то может пойти не так и ввести беспилотник в заблуждение. Поэтому результаты, полученные в ходе российских зимних тестов, полезнее в разы, чем выводы в стерильных условиях аризонских пустынь. А главное – применимы гораздо к большей части земного шара. Как тебе такое, Илон Маск?