Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кто, если не Илон Маск: как российские айтишники могут перевернуть рынок беспилотных автомобилей

23 марта 2018, 18:00
Колонка
Кто, если не Илон Маск: как российские айтишники могут перевернуть рынок беспилотных автомобилей
Фото: фирмы-производителя
За восторгами от успехов Tesla и удивлением от провала Uber мы как-то не видим потенциала российских IT-компаний, которые тоже (и вполне успешно) работают над беспилотными технологиями. О них просто кричат меньше.

Ну, где лапотная Россия, а где — автопилот III уровня!

Воскликнет кто-то. А меж тем:

  • в 2019-м инфраструктура для беспилотников появится на участке трассы «Набережные Челны — Казань» и на трассе А181 (Санкт-Петербург — Финляндия);
  • «Яндекс» и НАМИ тестируют беспилотники на улицах Москвы;
  • Cognitive Technologies и КАМАЗ работают над автономной фурой.

Осторожно предположу, что если где-то и будет сделан прорыв по части беспилотных автомобилей, то именно у нас. Просто потому, что если искусственный интеллект сможет ездить в российских условиях, то он сможет ездить везде.

Поясню. Главное — условия дорожных тестов

Самые громкие проекты (Tesla, Uber, General Motors, Mobileye) тестируются в солнечной Калифорнии и не менее солнечной Аризоне, например. Это даже не усредненные дорожные условия, это что-то близкое к идеалу: чистые дорожные знаки, ровная разметка, простые траектории движения…

В таких условиях при существующем уровне развития науки и техники научить машину ездить без водителя проще, чем научить зайца курить. Полезны ли полученные при таких исходных данных результаты? Чтоб показать инвесторам для привлечения новых раундов вложений — да. Чтоб реально научить ИИ свободно лавировать в разных дорожных условиях — нет.

Собственно, отчасти этим я бы объяснил и нашумевшую аварию, когда впервые в истории беспилотник сбил человека насмерть. Пока светило солнце и пешеходы ходили по освещенным и размеченным переходам, все хорошо. Как только условия удалились от идеальных (ночь, переход в неположенном месте) — трагедия.

* опубликованная Uber запись инцидента (строго 18+)

Понятно, что крупные игроки отрасли перед тем, как давать проекту зеленый свет, проводят не один год в тестах, в том числе при разных погодных условиях, но у российских инженеров тут небольшая фора — у них просто идеальных условий не было, сразу начали с экстремальных.

Экстремальных, конечно, для техники, на которую завязано беспилотное управление. Бортовая электроника автомобиля (радары, лидары, стереокамеры) строят 3D-карту пространства вокруг автомобиля на 360 градусов. По этой карте автомобиль понимает, как и куда ему двигаться.

* 3D-сцена в исполнении С-Pilot российской Cognitive Technologies

В идеальных условиях солнечной Аризоны нет проблем с восприятием внешней информации: все знаки видны, разметка считывается и т. п. Другое дело, когда знаки залеплены, например, снегом, а разметки вообще нет, потому что ее тут и не было, границ проезжей части не видно, а пешеход без световозвращающих элементов на одежде вполне может слиться с окружающей обстановкой.

Получается принципиально другое построение сцены вокруг авто — гораздо чаще что-то может пойти не так и ввести беспилотник в заблуждение. Поэтому результаты, полученные в ходе российских зимних тестов, полезнее в разы, чем выводы в стерильных условиях аризонских пустынь. А главное – применимы гораздо к большей части земного шара. Как тебе такое, Илон Маск?