Квест «Узнай, что ты льешь в бензобак своей машины» для меня начался немного печально: набирая бензин, который я собиралась отдать на анализ, в бутылку от минералки, облила себе пуховик. Сама дура: на всех нормальных АЗС наливать топливо в не предназначеную для этого тару запрещено. Думала, с пуховиком можно распрощаться — будут пятна, запах въестся. Но нет: буквально через полчаса только легкий шлейф АИ-92 напоминал о произошедшем: ни одного пятнышка на ткани не осталось.
— А с чего быть пятнам, в бензине жиров нет, — пояснила мне потом Надежда Самохина, начальник испытательного центра Уральского региона ООО «Газпромнефть-Лаборатория» — именно она и ее помощница Анжела анализировали мой бензин в специальной мобильной лаборатории.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Минивен «Фольксваген», внутри которого разместилась передвижная лаборатория, оснащенная всем необходимым оборудованием для определения качества топлива, поджидал желающих на автозаправке около аквапарка |
Проверку образцов бензина устроила сеть АЗС «Газпромнефть». Заранее разместили объявление об акции в соцсетях. Все желающие оставляли заявки. Это было главным условием — лабораторию пригоняют, только если автолюбители показали свой интерес. В Екатеринбурге заявки подали 25 человек.
В феврале аналогичные исследования качества топлива сотрудники «Газпромнефти» провели в четырех российских городах: начали с Санкт-Петербурга и Москвы, затем был Новосибирск. Неделю назад подобная акция прошла в Челябинске.
![]() Фото: Алена Арчибальд для 66.ru |
---|
В соседней области автолюбители сдали на анализ 11 проб. На исследование везли топливо с разных АЗС. «Хочу посмотреть, что лью в бак», — этот мотив был основным для всех участников. |
В Екатеринбурге бесплатной проверкой топлива заинтересовались и профессионалы: следом за мной подъехал молодой человек на BMW, привез полканистры темно-коричневой жидкости. Как выяснилось позже — это 98-й бензин, в который добавлен специальный октановый корректор, а сам Андрей (так зовут молодого человека), участник (и неоднократный победитель) автомобильных гонок.
![]() Фото: 66.RU |
---|
«Этот бензин — топливо, которое мы заливаем в бак гоночных автомобилей. У нас специально оборудованный Лексус. В прошлом году мы на нем несколько гонок выиграли. Заливаем всегда 98-й с «Газпромнефти» и добавляем корректор — двигатель с ним по-другому работает. В канистре — остатки топлива с прошлого сезона. Говорят, оно портится за четыре месяца, октановое число падает. Но мне проверили — все ок: это все еще 98-й с минимальным содержанием серы», — рассказал Андрей после анализа. |
Чтобы присутствующие могли воочию увидеть процесс отбора проб, сотрудники мобильной лаборатории проверили бензин со своей АЗС. Для исследования взяли 92-й — чтобы сравнить с тем 92-м, что привезла я (набрала по дороге на одной из автоматических заправок).
— Подобные исследования на своих АЗС мы проводим каждый день — для этого и нужна мобильная лаборатория. В день проверяем по 3-4 заправки. Для них, да и для нас, проверки внезапные — куда конкретно едем, мы узнаем только утром. Честно говоря, за два года постоянных проверок только пару раз мы определяли топливо, не соответствующее заявленным показателям. В основном качество хорошее.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Бензин из колонки набрали в сухую стеклянную емкость — именно в таких, по словам специалистов, следует привозить топливо на анализ. «Конечно, автолюбители редко привозят бензин в такой таре, но был случай: на одну из подобных «народных экспертиз» автолюбитель привез три таких темных банки с бензином с разных АЗС — очень ответственно подошел: настолько важно ему было знать, где лучше бензин, где стоит заправляться», — рассказали сотрудники лаборатории. |
![]() Фото: 66.RU |
---|
Бензин с АЗС загнали в один из анализаторов (всего в «Фольксвагене» четыре таких прибора). В другое устройство поместили бензин из моей бутылки. |
![]() Фото: 66.RU |
---|
Через пару минут на экране появился результат: фракционный состав, наличие примесей и, пожалуй, главное для автолюбителей — октановое число. В обеих пробах (с АЗС «Газпромнефти» и из моей бутылки) оно не просто соответствует заявленному, а даже слегка превосходит: 92,9 — в «местной» пробе, 92,7 — в привезенной мной. |
![]() Фото: 66.RU |
---|
Еще один важный показатель — количество серы в топливе: превышение нормы грозит неприятностями всей топливной системе автомобиля. В итоге испытания прошли на отлично: при допустимом показателе в 10 мг в обеих пробах было по 4,5 мг. |
— Вы всегда можете узнать, что собираетесь заливать в бак: на каждой АЗС в открытом доступе есть паспорт качества топлива, в котором прописывается соответствие показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний, ГОСТу. А еще в этом документе обязательно должен быть указан поставщик топлива — это актуально для небольших заправок, покупающих топливо на разных НПЗ.
![]() Фото: 66.RU |
---|
«С помощью этого мерника автолюбители могут развеять свой извечный страх о том, что бензин недоливают, — рассказал Сергей Медовщиков. — По требованию клиента мы всегда можем провести это измерение — такой прибор есть на любой АЗС». |
![]() Фото: 66.RU |
---|
По требованию законодательства, погрешность колонки в холодное время года не должна превышать +/- 50 мл. Требования «Газпромнефти» — чуть жестче: ТРК настроены с погрешностью +/- 30 мл. |
— Может ли автолюбитель не в рамках акции, а просто так обратиться к вам за анализом топлива — допустим, если качество бензина вызвало у него подозрение?
— В этом случае порядок другой. Клиент должен позвонить на горячую линию, по его заявке приедет специалист, в его присутствии возьмет три пробы топлива: одну отправят на дополнительный анализ в лабораторию, вторую клиент сам может отвезти на исследование в любой центр, третья — арбитражная проба — останется на АЗС до получения результатов анализов. За отбором проб при подозрении на некачественное топливо можно обратиться и к персоналу непосредственно на АЗС, — рассказал Сергей Медовщиков.
— На разных АЗС одной сети качество топлива будет отличаться? — этот вопрос я задаю, поскольку был у меня горький опыт несколько лет назад: всегда заправлялась на определенной станции, а один раз заехала на заправку под тем же брендом, но в другом месте — машина затроила.
— Возможно, раньше и случались такие прецеденты, но сейчас вряд ли. У любой крупной сети АЗС есть регламенты, выполняя которые просто невозможно допустить снижение качества топлива — конечно, при условии, что оно изначально было хорошим.
![]() Фото: 66.RU |
---|
«В Свердловскую область топливо приходит с Омского НПЗ по железной дороге. На заводе цистерны пломбируют, и пломба снимается только во время слива в резервуары на нефтебазе. Там топливо разливают в автоцистерны, которые затем тоже пломбируют», — рассказывает директор о сложном пути бензина от НПЗ до АЗС, пока мы ждем, как из мерника дизтопливо сольется обратно в резервуар: через узкую горловину, приспособленную под шланг бензовоза. По регламенту, все резервуары раз в два года открываются и чистятся — неважно, есть ли в них осадок. «Его, как правило, нет», — добавляет Сергей Медовщиков. |
— А насчет «двигатель затроил», тут, может, и не в качестве бензина дело — скорее, это бензонасос словил воздушную пробку, особенно если вы заливали топливо в практически пустой бак. Когда давление выровняется, система стабилизируется. Но если за автомобилем следить, вовремя все чистить, проблем не будет, — заметил директор екатеринбургской «Газпромнефти».
![]() Фото: 66.RU |
---|
Что касается практически идентичных показателей бензина с разных АЗС, выяснилось, что та заправка, где я набрала топливо, закупает его в том числе у «Газпромнефти». «Сейчас в мегаполисах практически не встречается некачественного топлива: мелкие бренды закупаются продуктом тех же НПЗ, что и крупные. Вот на трассе, особенно в глубинке, надо быть внимательным. В том же Челябинске нам привезли на пробу топливо, которое даже и бензином назвать нельзя: какая-то жидкость с присадками», — рассказали сотрудники лаборатории, запуская в анализатор пробу, которую привез очередной автолюбитель. |