Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Цены на автомобили пошли в рост. А будет еще хуже

9 января 2018, 15:00
Колонка
Цены на автомобили пошли в рост. А будет еще хуже
Фото: архив 66.RU
Первые дни нового года омрачились новостями о повышении цен на автомобили. Собственно, это предрекали еще в конце 2017, но тогда к реальным прогнозам примешивался еще и искусственный дилерский хайп.

Почему «дилерский хайп»?

Когда в декабре все СМИ вдруг массово начали пугать резким скачком цен, мотивировали это грядущим повышением утилизационного сбора, который платят все производители на территории РФ. В прошлом году за легковушку с мотором от 1,0 до 2,0 л этот сбор составлял 44 200, а для машин с двигателями 2,0 — 3,0 л — 114 600 рублей.

В этом году утильсбор и правда повысили — но не в два раза, как пугали отдельные публикации, а на 15%. То есть для массовых малолитражек он вырос на 6 с небольшим тысяч, для более крупных автомобилей — на 17 000. Надо понимать, что понесенные производителем расходы будут так или иначе переложены на плечи конечного покупателя, и розничные цены из-за этого действительно вырастут, но не так драматично, как нам рисовали масс-медиа перед новым годом.

Есть мнение, что эти драматичные рисунки были нужны продавцам для скорейшего опустошения складов.

Но ведь машины и правда начали дорожать!

Да, но вообще, индексация цен — нормальный процесс, который происходит в начале каждого года. Чаще всего производители массовых автомобилей повышают цены на весь модельный ряд где-то на 1–3%. Пока что все идет в том же русле: первым о повышении цен объявил АвтоВАЗ, модельный ряд которого подорожал в среднем на 2,5%. Следом о повышении цен объявил УАЗ, другие производители в стороне не останутся.

Так куда «еще хуже-то»?!

Есть куда. Во-первых, +1–3% — это вообще не страшно: хороший дилер эту прибавку закроет подарочными ковриками. Хуже то, что с самых высоких трибун все чаще звучат намеки о выравнивании российских цен с мировыми. Не секрет, что машины у нас — очень дешевые: когда в 2014 рубль обвалился вдвое, продукция мировых концернов вдвое не подорожала — повышение цен было несоразмерно падению рубля. Вместе с тем, все люди взрослые и понимали, насколько упала покупательская способность россиян, поэтому разрыв реальных цен и тех, по которым нам предлагались автомобили, рос и рос на протяжении двух лет.

О необходимости сокращения разрыва российских и мировых цен говорят как частные «перекупы» (которые возят вторичку из-за рубежа), так и вполне себе первые лица (вроде Маркуса Озеговича, главы VW Group Rus).

А уж если говорят, то будут сокращать. И тогда мы имеем неиллюзорный шанс увидеть рост цен не на божеские 3%, а на все 5–8, а то и 10%.