— Ключи в зажигании, документы в козырьке. Полиция остановит — говори, что взял покататься у друга.
— Какого друга?
— Николая вроде. Не помню.
— Так. А договор, депозит?…
— Парень, ты впервые в Черногории?
— Нет.
— Так должен знать тогда, что у нас всё так делается!
— На честном слове?
— На честном. Всё. Давай €200 — и пока.
…И растворился в ночи, сверкая босыми пятками из шлёпок.
Подошла жена:
— Ты понял, что вообще сейчас произошло?
— Не совсем.
— Мужик в трусах оставил тебе машину и просто ушел.
— Да, я видел.
Что ж, лаку ночь, Црна гора. Как же я скучал по твоему славянскому разгильдяйству!
Фото: 66.RU |
---|
Моей первой заграницей в далеком 2007 (мама!) году стали Балканы, Хорватия. Культурный шок был такой силы, что следующие два года я читал, смотрел и слушал взахлеб всё, что так или иначе связано с этим регионом. И сегодня при каждом удобном случае возвращаюсь туда.
Фото: 66.RU |
---|
Такой удобный случай подвернулся в середине сентября. Не буду называть цены, чтоб вы не завидовали и не ненавидели меня… Впрочем, вы всё равно будете завидовать и ненавидеть, так что просто скажу, что на недельный отдых в двухэтажной вилле с тремя спальнями, террасой и бассейном на семью из пяти человек я потратил что-то в районе 83 тысяч, то есть где-то по 16 тыс. на человека — включая прямой перелет, мед.страховку и (внезапно!) «Шкоду».
Фото: 66.RU |
---|
На этом месте я вспомнил майские праздники в Сочи (по 17 тыс. с носа без «Шкоды» и бассейна во дворе) и авиаперелет Екатеринбург — Анапа за 24 тыс. с носа. Впрочем, любителей внутреннего туризма всё равно не убедить, а все здравомыслящие люди и так знают, что за рубеж улететь подчас куда дешевле Джубги.
С прокатом машины-то и случилась самая злая ирония судьбы. Авторитетный и недешевый «Европкар» буквально накануне вылета прислал отказ на забронированный «Фольксваген» с детским креслом (до 18 кг). Официально — нет машин, реальную причину я понял уже после, когда мне отказали еще и Hertz, Sixt и несколько локальных компаний со стойками в аэропорту. Дело в том, что они работают до 20:00, а наш рейс прилетал в 20:15. Даже за доплату никто не захотел во внеурочное время выдавать машину. Пришлось за считаные часы искать хоть какой-то вариант у местных компаний с доставкой в/из Подгорицы. Такие хлопцы нашлись: аренда без депозита, договора — и это круто. Цены смешные, но и автопарк соответствующий: от 200 000 км на одометре. Выбирать не приходилось — рискнул. И угадал: Octavia A5 FL с двухлитровым дизелем пришлась очень впору семье из пятерых человек с кучей детского скарба.
Фото: 66.RU |
---|
Солярка в Европе дорогая — €1,9/литр — но 30–40 литров вполне хватит, чтобы объехать все основные достопримечательности Черногории за несколько дней. Вот мой личный топ-3.
Фото: 66.RU |
---|
Боко-Которская бухта и национальный парк Ловчень (42°24'43.1"N 18°45'48.5"E и 42°23'57.2"N 18°49'05.7"E)
Бухта, она же — Которский залив у города, соответственно, Котор, построенного еще венецианцами. Бухта хрестоматийная, есть на всех открытках и магнитиках, обязательна к посещению. Самая живописная дорога для обзора сверху ведет со стороны Тивата. Причем есть как варианты с твердым покрытием, так и козьи тропы, которые, тем не менее, навигатором помечаются как дороги общего пользования о двух полосах.
Фото: 66.RU |
---|
Ключевая опасность — крутые «тещины языки» (повороты под 180°) с перепадом высот, когда руль выкручен, газ в полу, а что там за поворотом — ты физически не видишь. Впрочем, и твердая альтернатива дух захватывает своей крутизной: перед шпильками рекомендую бибикать. Разъехаться всё равно будет трудно, но так появляется хоть какой-то шанс узнать о появлении друг друга.
Фото: 66.RU |
---|
Виды настолько захватывающие при любой погоде, что появляется непреодолимое желание останавливаться и глазеть после каждого поворота и подъема. Не сдерживайте себя — там много смотровых площадок, и можно стоять и глазеть вполне безопасно.
Когда наглазеетесь, поднимайтесь на самый верх — в Ловчен. Это национальный парк и одноименная гора, которая замыкает Которский залив. Площадь всего парка огромная — больше 60 кв. км, так что лучше заранее продумать, что именно вы там будете делать. Мы выбрали пешие маршруты и не прогадали.
Если не хочется мозолить ноги подъемами и спусками, всегда можно посетить знаменитые мавзолей Петра II Петровича-Негоша — правителя, митрополита и поэта, который написал в том числе такие строки:
Я прошел сквозь все огни и воды,
этот страшный мир изведал сердцем,
яда его чашу опорожнил,
я узнал всю горечь смертной жизни.
И во всем, что есть или случится,
для меня не существует тайны;
ко всему готов на этом свете.
Крепость Горазд (42°23'41.5"N 18°45'46.4"E)
Хотя правильнее, наверное, по-местному: Горажда. Фортификационное сооружение, построенное в конце XIX века по самым передовым на ту пору технологиям. Хотя вблизи концептуально напоминает, скорее, средневековые замки — со рвом и крепостными стенами. Место хитро замаскировано, поэтому, если едете самостоятельно, с дороги просто так не разглядите: крепость утоплена в землю, на поверхности виден только заросший бурьяном холм.
Фото: 66.RU |
---|
Крепость построена еще австрийцами и была рассчитана на контингент из 200 солдат. Пушки (шесть штук калибром 120 мм) были направлены в сторону Котора, Тивата и Будвы. Каждую прикрывал защитный купол: из-под него по наступающему противнику можно было вести огонь даже под встречным обстрелом. Сейчас с этого купола снимают самые эффектные панорамы залива.
Фото: 66.RU |
---|
Крепость Горажда оставалась во владении австрийцев до падения Австро-Венгерской империи, после Первой мировой отошла югославской армии. Ныне место заброшено: ни реставрационных работ, ни экскурсий — только тлен, ржа, забвение.
Скадарское озеро (42°14'13.7"N 19°05'21.4"E)
Самое крупное озеро не только в стране, но и на всем Балканском полуострове. По черногорским меркам оно настолько большое, что своей акваторией залезает аж в Албанию, где его называют Шкодер. Вокруг и по Скадарскому озеру есть куча пешеходных и водных маршрутов, но если интересует лайтовый вариант экотуризма на один световой день, то ищите деревню Вирпазар. Там есть какая-никакая ухоженная долгосрочная стоянка для автомобилей (в самой деревне не протолкнуться) и очень развита туристическая сфера: куча прогулочных корабликов готовы увезти вас в тур по озеру за €25 хоть на час, хоть на несколько. По пути можно посмотреть на остатки монастырей XIV–XV вв. и на развалины крепости Грможур, которая в свое время была частью укрепленного рубежа Османской империи.
Это, конечно, очень усеченный и поверхностный список местных достопримечательностей: есть еще и крепость Святого Ивана в Которе, и бесчисленное множество монастырей, каньонов, но недели на осмотр даже десятой части не хватит. Для этого тут надо жить, как многие наши соотечественники и делают.
Фото: 66.RU |
---|