В минувшее воскресенье Гран-при Баку показал, что главному гоночному чемпионату планеты очень нужны городские трассы: они коварные, они быстрые, они непредсказуемые и зрелищные. Мы со своей стороны решили пофантазировать, как это могло бы получиться у нас.
Дебютный этап F1 в Баку в 2016-м был скучным до зевоты: все моменты, казавшиеся достоинствами этого трека, никаких преимуществ не дали. Да, трасса вышла скоростной, но борьбы был самый минимум: лидеры просто уезжали в точку со старта, и никто этого разрыва сократить не мог. Другое дело — год спустя: плотнейшие зарубы на всех уровнях пелетона, жесткие уборы, скандальная стычка между лидерами — и вот уже азербайджанский этап называют «эпохальным», «историческим» и т.п. — отличная реклама для региона, о существовании которого весь мир раньше мог и не подозревать, не так ли?
Я так впечатлился просмотром трансляции, что открыл «Яндекс.Карты» и попробовал прикинуть, каким бы мог стать городской трек в антураже Екатеринбурга. Сразу оговоримся, что рассуждения эти, конечно, на уровне бреда и в чисто теоретической плоскости. Но всё же...
Что нам надо для нормальной гонки? Два компонента: борьбу и красоту. Чтобы следить за происходящим было интересно и чтобы город на весь мир предстал во всем своем, скажем так, великолепии.
С первым всё очень сложно — тут транспортное достоинство Екб оборачивается против спортивной зрелищности: дорожная сеть очень прямолинейна. Посмотрите: он весь разбит на геометрически правильные четырехугольники, улицы пересекаются преимущественно под прямым углом. Не, Баку тоже не Монако с его извилистыми закорючками улочек, но там хотя бы есть техничный второй сектор (повороты с 7-го по 20-й), где надо и рулем работать, а не просто давить в пол. В Екатеринбурге с этим туго.
Что до красот, то наиболее фактурные для телетрансляции сгруппированы примерно в одном квадрате, который еще сильнее ограничивает фантазию. Но я попробовал — и вот что вышло: стартуем с перекрестка Челюскинцев — Ельцина и идем через Ленина в сторону ВИЗа и обратно на Челюскинцев. Карта интерактивная:
Во-первых, деньги. Во-вторых, тоже деньги. Принимающая сторона платит F1 серьезные суммы, почти ничего (кроме продаж билетов) не оставляя себе: реклама на трассе, права на телетрансляцию идут промоутерам гоночной серии. Суммы немалые: по слухам, Сочи платит 60+ млн долларов. То есть в рублях где-то 3 572 400 000.
Помимо взносов, проведение мероприятия такого масштаба требует вложений в инфраструктуру. В случае с городской трассой вкладываться придется больше, чем со стационарным автодромом. В том же Баку историческую брусчатку в центре каждый год перед гонкой застилают асфальтом, а потом асфальт снимают. Через год — по новой.
Почему это не бред
Екатеринбург не раз принимал гоночные шоу высокого уровня. Это, безусловно, не гонка, но пересечения есть. В 2013-м по центру неплохо ездили «ле-мановские» прототипы, дрифтеры и каскадеры.
Nismo G-Drive Show 2013
66.RU
Год спустя к ним добавились и машины первой «Формулы» — на шоу-каре Red Bull Racing проспект Ленина утюжил Карлос Сайнс (мл.), тогда еще не боевой пилот F1.
Nismo G-Drive Show 2014
66.RU
Если брать серии помельче, то видел центр Екб и полноценные гонки — раллийные: зимой-2012 на льду Исети, возле «Космоса» прошел спецучасток ралли «Горный лён», который входил тогда в состав чемпионата России.
СУ «Горный лён — 2012»
66.RU
Короче, вписать гоночные автомобили в имеющийся антураж города можно — было бы организаторское моджо и финансы. Другой вопрос, что того и другого недостает и вряд ли когда достанет.
В принципе, если не размахиваться так уж сильно, то примерно по тому же сценарию можно было бы провести городскую гонку кольцевой серии попроще — есть чемпионат мира WTCC, есть похожий на него TCR, есть российский чемпионат РСКГ, где вполне успешно выступает екатеринбуржец Максим Чернёв, а за заводскую команду Lada едет титулованнейший Кирилл Ладыгин, родом который тоже из этих мест.
Так что если вдуматься, то в центр Екатеринбурга можно привезти не только мотокаскадеров и сельскохозяйственную ярмарку.