«Валить нельзя бояться»
— У нас было 80 литров бензина, 12 спортивных колес разной жесткости, четыре литра моторного масла, три комплекта тормозных колодок — и нам все время не хватало. На месте нас ждали десяток «Хонд», звено русских машин, три суперкара и три тысячи метров ровного асфальта.
Добро пожаловать на южноуральский «зеленый ад» — гоночный трек «Т-Моторс». Частная инициатива, частная земля — и первый на Урале гоночный асфальтовый трек. Не разбитый картодром из семидесятых, не убогие парковки возле ТЦ за космические суммы аренды — а НАСТОЯЩИЙ гоночный трек, с зонами вылета, светофором и характерными следами царапин автомобильной краски на ограждениях.
Говорят, владелец трассы вдохновлялся Северной Петлей — трассой Нюрбургринг, славящейся узким полотном и маленькими зонами вылета. Напомню, что зона вылета — это газон, на который вы выезжаете с трассы, не попадая в поворот — на скорости за сотню — обливаясь потом от страха за свой некредитный быстрый авто, останавливаетесь в траве и выдыхаете, выдыхаете.
Техническое открытие трека состоялось в сентябре 2016 г., с тех пор инфраструктура развивается, уровень организации растет. Есть недоработки, но не забываем — это не ЧМ по футболу с бездонным карманом страны, а частная инициатива — карман не такой глубокий.
Трасса представляет собой замкнутое асфальтовое кольцо длиной 3 100 метров, с шириной полотна около 12 метров, перепад высот около 17 метров — это означает, что есть горки и спуски, усложняющие езду. Вдоль трассы есть трибуны, картинговый трек довольно неплохого уровня, кафе с туалетом и душем. Рядом, в автосалонах, есть сервисная зона, в которой можно починить машину.
Здесь реально можно гонять! Если в крови есть бензин — вы почувствуете это, проезжая шлагбаум на въезде, — так же, как это чувствуется на других трассах. Волнение. Здесь можно. Это важно! Почти нигде нельзя ехать быстро, ехать дерзко и перестраиваться от внешнего резко внутрь, спрямляя траекторию. Здесь можно — и это кайф!
Первые же выезды показали: асфальтовая трасса — это не улицы города и даже не ледовые треки, популярные на Урале. Скорости, непривычные даже для любителей погонять, износ техники просто поражает. Если зимой на пятикилометровой ледовой трассе Балтыма или на короткой Рамаде вы спокойно укладываетесь в 300–700 руб. за въезд и в бак бензина на два часа, а машина особо не изнашивается, то на «Т-Моторс» любители погонять сразу ощутили крутизну подхода.
Тормозные колодки можно стереть за 30–40 минут до металла. Бензин уходит так, будто выливается мимо бака. Рядом с трассой не продается 98-й бензин, все его везут с собой. Моторы греются и ломаются пачками, 3–4 серьезно сломанных машины в день — это нормально. Каждая ошибка — это шанс удариться о гардрейл — ограждение трассы наподобие тех, что стоят на автодорогах — горизонтальные рельсы, пружинящие при ударе. Выходит круто, но к этому готовы далеко не все. Скажу сразу — это НОРМАЛЬНО. Автоспорт — дорогое техническое удовольствие, нет денег — сиди дома. Впрочем, остальные виды спорта не так и дешевы, как принято считать…
Есть и плюсы. Профилированные повороты, гладкий асфальт, очень интересный рельеф, постоянный хронометраж и высокая скорость — что еще? Туалет, покушать и поболтать о результатах — в неплохом сервис-парке с каменным покрытием. Владельцы «горячих» версий обычных машин — «Клио», «Гольф», «Меган», «Интегра», «Митсубиси», «Порше» — с удивлением узнают, что их «гонка» вовсе даже не гоночная машина, а баловство для стартов с перекрестков. Не все, но многие автомобили требуют доработок — греется двигатель, перегреваются и пропадают тормоза, а в поворотах гражданская резина предательски стонет и везет вас к забору. Если же все хорошо, машина готова, а пилот не дрейфит — начинается карнавал.
Для кого?
Это трасса для всех, кто любит и хочет гонять. Да, здесь быстро и местами опасно. Не опаснее езды в утренней пробке, когда ПДД вообще не принимаются во внимание, а «всем надо». Аварий на треке за сезон происходит меньше, чем за день в городе-миллионнике. Здесь за порядком следят, требуя выполнения правил.
Не согласен — поезжай домой.
Зачем?
Именно здесь есть повод жахнуть на своей мощной гражданской машине, показать себя и посмотреть на результат. «Ауди», БМВ, «Мерседесы», допиленные напильниками ВАЗы и горячие хэтчбеки — это сюда! Результат точно будет: вы почувствуете себя быстрым и опасным, машина попросит пощады, а вложенные в мощность деньги оправдаются адреналином и трясущимися руками после серьезной ошибки в вираже.
Разумеется, для достижения хороших результатов машины дорабатываются: ставят дополнительные радиаторы охлаждения масла, воздуховоды охлаждения тормозов, более серьезные тормозные колодки и диски. Колодок хватает на уикенд. В мотор доливается по 300–500 мл масла после заезда. Но попробовать можно прямо на своей, ничего не меняя — просто внимательно следить за состоянием машины и вовремя прекратить заезд.
Во время трек-дней можно взять в аренду датчик хронометража и получить официальный результат — времена кругов. Это лучший способ сравнить себя с кем-то, без всяких «но» и «вот если бы» — просто холодные цифры: 1.31, 32 — кто меньше?
Если вы любите и практикуете автоспринт или Р3К — здесь есть чем заняться. Езда по хорошему, чистому, ровному асфальту — это вовсе не гонки на автодроме в Верхней Пышме или на «Экспо», где ям больше, чем ровной дороги. Это уже другой уровень: траектории, тактика заезда, ТТХ автомобиля несколько иные, чем на коротких, медленных трассах из конусов и покрышек. Здесь можно ехать быстро и достаточно долго — прямо как в компьютерной игре, только голова потеет в шлеме, нос чует едкий запах тормозов и пятая точка остро переживает скорость входа в поворот.
А если вы уже всем всё доказали и вообще умеете быстро ездить между деревьев? Недавно наш хороший знакомый Сергей, действующий чемпион России по ралли, ярко рассказывал о своих впечатлениях, впервые проехав асфальтовое ралли на European Rally Championship — десятилетия практики и победные финиши лишь отчасти помогают ездить по асфальту. Это новый навык, другие фишки и сложности. Необязательно ехать в Латвию на Бикерниеки — можно начать с Магнитогорска.
А если?
И все же здесь безопаснее, чем быстро ехать в городе. Здесь под колеса не выскочит собака или ребенок. Здесь нет перекрестка, на котором вы «правы», но машина в хлам. Здесь нет ГИБДД и камер, засекающих среднюю скорость. Здесь на прямой можно 200 км/ч, если не страшно потом тормозить.
Любой из нас за рулем в городе подвергает опасности окружающих, подвергается сам. На гоночной трассе тебя окружают почти адекватные водители, старающиеся ехать быстрее, но оставаться на дороге. Эти люди понимают в вождении больше, чем среднестатистическая женщина, просто едущая с работы домой без сил и желания улыбаться. Жаль таких, но они не ценят быструю езду соседей по ряду. На треке — только дай повод сесть на хвост! До последней капли бензина идущий сзади будет хотеть проехать тебя, наказать на секунду. И потом пожмет руку, получив свой кайф от вождения.
Сколько стоит?
- трек-день — 3500 руб.
- сессия 15 минут — 800 руб.
- картинг — от 400 до 1000 руб. за 10 минут, детские и два вида взрослых с разной мощностью.
Определенное неудобство — это расположение. Пара десятков километров до Магнитогорска, около пятнадцати — до Зеленой Поляны, берега озера Банное. Без машины крайне неудобно, за запчастями быстро не съездить. Однако это нормально для гоночных трасс — очень многие из них расположены за пределами городов, на расстоянии часа-двух езды. Ехать из Екатеринбурга — 540 километров, около семи часов пути. В бензиновом эквиваленте — 4000–5000 руб. Жилье в Зеленой Поляне достаточно дешевое, как и питание. Пятнадцать минут неспешной езды — и вы на берегу озера Банное. Красота необыкновенная! Ценник за гостиницу — от 1700 руб. за двухместный номер. Лично я поужинал на 500 руб. в неплохом кафе, товарищи рядом с трудом осилили по 700. Итого получается немало, но ведь это смотря с чем сравнивать.
А ты, читатель с сарказмом, уже заждался возможности оставить комментарий типа: «Заняться им нечем, всё гоняют!» или «В стране бардак, а они трассы строят! Лучше бы детские садики строили!»
Не надо копоти, дорогие. Если бы вы тратили свое свободное время на любимое увлечение — вы были бы намного добрее к себе и окружающим.
Оставим право занимать центр Екатеринбурга бегунам, весь город — любителям футбола-2018, чиновникам — «Экспо-20хх». Ведь на то мы и цивилизация, чтобы жить и не мешать жить другим.