Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

26 июня 2017, 18:00
Колонка
Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути
Фото: © 66.ru; 66.RU
Наш колумнист Василий Созин все-таки вернулся домой из сумасшедшего трипа в Среднюю Азию. Хотя еще километров за 900 до дома успешный финиш был неочевиден.

День 16. Бухара. Пробег 0 км

В планах стоял подробный осмотр Бухары, но, выйдя на улицу, мы немного подумали и зашли обратно. Температура в тени — +37, а на солнышке так и вовсе жарко. Костя заявил, что за руль он в такую жару не сядет, а я, к стыду своему, так и не научился до сих пор хорошо управляться с механической коробкой — по трассе ездить могу, а по городу предпочитаю пассажирить. Поэтому мы обратились к хозяину отеля, который нашел нам таксиста, согласного за 100 тыс. сумов покатать нас по Бухаре и ее окрестностям.

Первым делом мы попросили этого славного человека на стареньком желтом «Матизе» отвезти нас в едальню. Там мы попробовали бухарский плов — говорят, что в каждом городе Узбекистана свой, особый, рецепт плова. И это правда! Плов был хорош, в России, даже в псевдоузбекских заведениях, вкус подобных блюд все равно другой — то ли рис к нам такой не возят, то ли руки… Интересная фишка — вкусный домашний кефир, который подают в банках.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Бухара — еще один древний город Великого шелкового пути. Как и Самарканд, основан еще до нашей эры, назывался Нумиджкет. Подобно многим городам этого региона, Бухара была почти полностью разрушена монголами и восстановилась только в XIV веке. От домонгольской эпохи сохранился только высокий минарет Калян в центре старой Бухары и еще пара зданий.

Первым нашим пунктом был летний дворец эмира, Ситораи Мохи-хоса («Дворец, подобный луне и звездам»). Если присмотреться, в орнаментах и впрямь можно увидеть много стилизованных изображений звезд и луны.

Находится он за городом, хоть и недалеко, пешком не добраться. Дворец построен в начале XX века последним бухарским эмиром Алим-ханом с помощью русских инженеров, поэтому резиденция напоминает российскую дачу в восточном стиле. Но некоторые чисто восточные элементы — резные деревянные двери, характерная роспись стен — говорят о том, что перед нами все же стилизация Востока под Запад, а не наоборот.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Сама резиденция интересна, скорее, любителям истории. Лично я ничего особо примечательного для себя там не увидел: небольшой музей с эмирским убранством, местами любопытная разноцветная мозаика на стенах и небольшой пруд, где, по преданию, эмир купал своих многочисленных жен и наложниц. Возможно, глаз к тому времени уже немного замылился, но летняя резиденция эмира большого впечатления не произвела — в ней ощущается какой-то налет декаданса и запустения.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Порадовали фигуры львов на входе: эмир увидел подобные статуи в Санкт-Петербурге и, вернувшись оттуда, велел своим мастерам высечь из камня подобные. Видимо, бухарские мастера львов никогда не видели, потому что их фигуры похожи на каких-то свинособак.

Из дворца эмира мы вернулись в город, и водитель привез нас к мавзолею Чашма Аюб. Это одно из старейших зданий Бухары, построенное в XII–XVI вв. Примечательно оно также тем, что внутри мавзолея находится источник, который считается целебным и священным. Пить оттуда воду, однако, не советую: во-первых, она невкусная, солоноватая и отдает металлом; во-вторых, есть шанс поймать там какую-нибудь заразу. Вернувшись домой, Костя заболел какой-то злостной инфекцией, и врачи сказали, что, вероятней всего, это от сырой воды. Так что не поддавайтесь искушению и обманчивой «святости» бухарской водички — пейте бутилированную!

Далее мы прогулялись по Старому городу, в той его части, где сосредоточены главные достопримечательности Бухары: минарет Калян, медресе Улугбека, Мири-Араб и Чор-Минор, мечеть и минарет Боло-Хауз. Я перечисляю самые основные точки Старой Бухары, на самом деле мечетей, медресе, мавзолеев и минаретов там гораздо больше.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Минарет Калян — одно из немногих сохранившихся домонгольских строений Бухары. По преданию, Чингисхан, увидев минарет, так проникся, что не стал его разрушать. Минарет действительно внушает уважение: это высоченная, 47-метровая башня, украшенная богатым орнаментом. Напротив минарета находится большущее медресе Мири-Араб.

Медресе вместе с мечетью и минаретом Калян составляют ансамбль Пои-Калян — духовный центр города. Медресе, построенное в XVI веке, действует и сейчас — в нем учился первый президент Чечни Ахмат Кадыров, из него выпускаются будущие имамы.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Отойдя в сторону от оживленной центральной улицы, попадаешь в переплетение узких улочек и переулков. Там я узнал два новых слова по-узбекски: «аёллар» — женщина и «хаммами» — баня. Ну, то есть шел по улочке, увидел яркую вывеску и, особо не задумываясь, зашел внутрь. Внутри стояла огромная обнаженная узбекская дама преклонных лет, которая, увидев меня, величественно закрылась полотенцем и сказала по-английски: «Women hamam». Тут у меня случился культурно-эстетический шок, я сбивчиво извинился и пошел дальше изучать Старый город.

Бань, кстати, в Бухаре, как выяснилось, много, некоторые работают аж с XV–XVI века. Так что при большом желании можно помыться в 500-летних интерьерах.

Еще из интересного — там есть целый рынок ювелирных изделий: несколько довольно длинных рядов, где продают только золотые украшения. По мне, так украшения на любителя — грубоваты, слишком восточные, да я и золото не очень люблю, честно говоря. Но их там много, очень много, с камнями и без, женские и мужские — на любой вкус.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Еще в Бухаре есть уникальное явление — торговые купола. Это большие купола, в которых расположено множество лавочек. Кроме того, это и своеобразные порталы: заходишь в такой купол — и видишь еще два-три выхода, из которых попадаешь на разные улицы.

Погуляв по Старому городу, мы проехали в находящуюся неподалеку крепость Арк. Это самое сердце Бухары, самая главная ее достопримечательность и, скорее всего, самое древнее, сохранившееся до наших времен, сооружение. Когда точно был построен Арк, неизвестно, но считается, что не позднее IX века н.э.

От девятого века там ничего не сохранилось; точнее, тем, что сохранилось, сейчас занимаются археологи. Однако у меня, как у бывшего историка, всегда возникает мандраж, когда я попадаю в подобные места и понимаю, что на протяжении как минимум 1500 лет здесь жили и что-то делали наши предки. Позднее крепость неоднократно разрушалась и отстраивалась заново, и сохранившиеся стены, башни, мечети, тронный зал и конюшенный двор относятся уже к периоду XVII — начало XX в. Сейчас в Арке находится большой краеведческий музей. Экспозиция ожидаемая, но интересная: одежда, посуда, артефакты с археологических раскопок.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Оказывается, близ Бухары когда-то было обнаружено несколько древних городов с певучими названиями Пайкенд, Варахша и Уч Кулах, которые входили в состав малоизученного государства Согдиана. Все они прекратили свое существование, когда кончилась вода — в XI веке н.э. что-то случилось с ирригационной системой, и города захватила пустыня.

Любопытны стены Арка — они высокие, но все утыканы деревянными балками — как будто специально для тех, кто захочет забраться внутрь. Подобные деревянные конструкции, торчащие из стен, можно встретить и в других старых зданиях Узбекистана — оказывается, они встроены в стены для отвода из них влаги — ведь глина, из которой слеплены многие постройки, очень чувствительна к воде.

После Арка мы снова поехали за город — в комплекс-некрополь Чор-Бакр, известный также как Город мертвых. Построен он в XVI веке, в середине комплекса — мечеть и медресе, а вокруг — большое мусульманское кладбище. Комплекс напомнил кладбище Сан-Микеле в Венеции — такие же улицы и дворики, в которых вместо домов — надгробия и мавзолеи. Местами там даже немного жутковато, но гнетущие чувства разбавляет наличие туристов и несколько лавочек с сувенирами. Еще там есть очередной святой источник, из которого опять же пить не рекомендую.

Бродя там, я обнаружил неприметную дверь, за которой оказалась лестница, ведущая на крышу мечети, оттуда получилось сделать несколько панорамных фотографий.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Наш водитель увлекся и предложил съездить еще в одно священное для мусульман место — мавзолей Абу Кабира. Он тоже находится за городом, где-то в районе аэропорта. Честно скажу: если вы не последователь ислама, не ездите туда. Это новодел, построенный в 90-х годах XX века в честь имама Абу Хавса Кабира. Умер он в 832 г., а спустя почти 12 веков в его честь построили мавзолей и мечеть, оборудовали источник со святой водой и огородили все это высоким забором. Получилось дорого-богато, но не очень интересно.

Вернувшись в гостиницу, мы узнали, что рядом находится сразу несколько достопримечательностей: медресе Чор-Минор, синагога и еврейский квартал, площадь Ляби-Хауз.

Чор-Минор — издалека ничего особенного, маленькая церквушка, а при ближайшем рассмотрении — очень интересное сооружение: это небольшое здание, по углам которого построены четыре минарета, каждый из которых украшен так, что не похож на другой. Кто-то считает, что они олицетворяют четыре мировые религии: индуизм, ислам, буддизм и христианство. Внутри находится банальная лавка с сувенирами, за 4000 сумов можно подняться на крышу и посмотреть оттуда на окрестные улочки-махалли.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Интересной мне показалась и синагога, находящаяся буквально в 20 метрах от нашей гостиницы (ориентир — Музей кукол). Местный раввин показал мне ее изнутри и рассказал грустную историю бухарских евреев: раньше их жило в Бухаре порядка 10000 семей, а сейчас осталось всего около 50 родов — все остальные в 80–90 годы XX века разъехались — кто на историческую родину, а кто в Европу или Америку. Их дома выкупили узбеки, и теперь от еврейского квартала, ранее занимавшего большую часть города, осталось только название и таблички на стенах домов. Тем не менее синагога действующая, а рядом есть еврейская школа.

При желании можно прогуляться по улочкам еврейского квартала. Больших красот вы там не увидите, вся жизнь узбекских махалли прячется во внутренних двориках — однако погулять здесь все равно приятно — тихо, уютно, нет-нет да и покажется перед вами кусочек чужой, непонятной жизни. Лично мне эти кварталы чем-то напомнили одесскую Молдаванку — там тоже вся жизнь во дворах, и, гуляя по улицам, лишь изредка можно увидеть, как и чем живут местные жители.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Площадь Ляби-Хауз находится на главной улице старой Бухары с труднопроизносимым названием Накшбанди. «Хауз» — на удивление узбекское, а точнее арабское слово, в переводе «водоем». По сути это большая яма в земле, вымощенная камнем. Раньше такие строили в каждом среднеазиатском поселении, из них брали воду, и они создавали микроклимат, помогавший переносить жару. Сейчас, конечно, в качестве источника воды их никто не использует, но сами ямы остались.

В Бухаре этот древний бассейн — довольно внушительных размеров — 36×42 метра, рядом с ним находится популярный одноименный ресторан и два больших медресе — Кукельдаш и Надир Диван-Беги, построенные в XVI–XVII вв. Естественно, там же расположены торговые ряды и лавочки, много кафешек и магазинчиков. Словом, площадь Ляби-Хауз — средоточие туристической жизни Бухары.

Что стоит купить в Бухаре? Мне больше всего понравилась керамика — в Бухаре ее гораздо больше, чем в Самарканде или Ташкенте. Она там на любой вкус и кошелек: больше всего ферганской, она самая бюджетная, именно ее продают в России. Большую, красивую тарелку можно сторговать за 20000–30000 сумов. Для ценителей есть бухарская керамика — у нее тоньше рисунок и другой состав краски, тут цены уже в долларах, и тарелка будет стоить $20–50. Кроме керамики, в Бухаре можно разжиться национальной одеждой, коврами, мехами и украшениями. Ну и непременные магнитики, тарелочки и прочая мелочовка, естественно.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

В одной из керамических лавок мы познакомились с ее хозяином, купили пару тарелок, он поменял нам валюту и предложил вместе поужинать. Мы, решив, что такого ужина у нас еще не было, согласились. Прямо на улицу, рядом со входом в лавку, был вынесен ковер, на который мы и уселись. Вскоре из ближайшего ресторана принесли шурпу, салаты, шашлык и непременный чай. Так мы незаметно для себя провели следующие два часа, за ленивой беседой под звездным бухарским небом.

Бухара — прекрасный город, я бы с удовольствием провел там еще несколько дней — просто пожить в древнем городе, побродить по его улочкам, поболтать с доброжелательными местными жителями, окунуться с головой в его атмосферу. Красота! Однако нас на следующий день ждал долгий переезд в Хиву, и уже совсем недалеко была еще более долгая дорога домой.

День 17. Бухара — Хива. 480 км

Выехав на трассу Бухара — Хива, мы ужаснулись: она оказалась хуже всего, что мы видели ранее в Узбекистане, да, пожалуй, и в других странах. Вся в рытвинах и ямах, она совсем не походила на обещанную федеральную трассу. Со средней скоростью 30–40 км/час, местами по обочинам, мы медленно двигались по ней, обгоняя редкие фуры.

К счастью, примерно через 80 километров, ближе к населенному пункту Газли, где добывают газ, дорога разглаживается, затем на ней появляются по две полосы в каждом направлении, и ехать становится легко и приятно. При большом желании по ней можно гнать и 130–140 км/час — трасса ровная и прямая, машин почти нет — но, памятуя об уже оплаченном ранее штрафе в 150000 сумов, мы придерживали свой пыл и ехали разрешенную сотку.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

После выезда из Бухарского оазиса начинается натуральная пустыня: сначала глинистая, с редкими островками зелени, затем переходит в настоящие пески. По обе стороны трассы появляются высокие песчаные барханы, местами песок сыпется прямо на дорогу. Попадается также и пустынная «фауна» — в виде красноватых лепешек на асфальте.

Пустыня, через которую проходит дорога, называется Кызылкум. Трасса проходит по самому ее краю, вдоль Амударьи. Сама же пустыня — это огромная территория, находящаяся в междуречье Амударьи и Сырдарьи, на севере доходящая до остатков Аральского моря, а на западе — до границ республики Каракалпакия. После Газли нет ни населенных пунктов, ни заправок, примерно 300 километров едешь по безжизненной местности. Учитывайте это, планируя поездку, запасайтесь впрок водой и топливом! В одном месте трасса подходит вплотную к границе с Туркменией — таинственной закрытой страной, куда так сложно получить визу. На вид — ничего особенного, та же безжизненная земля, прорезанная узкой полоской Амударьи.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Ближе к концу пустыни «Гугл» уверенно уводит вас в сторону от трассы, через какие-то невнятные Былыкчи и Янгибазар. Мы было поверили, свернули туда, но быстро поняли, что что-то не то — дорога сразу же превратилась в «направление». Поэтому поезжайте прямо, через города Турткуль, Беруни и Ургенч. Между Беруни и Ургенчем трасса пересекает Амударью. Здесь она производит впечатление — это широкая, полноводная река, от которой во все стороны расходятся каналы, которые, собственно, и питают небольшую Хорезмскую область и южную Каракалпакию.

Ургенч — один из крупных городов Узбекистана, с населением около 150 тыс. человек. Это младший брат древнего города Куня-Ургенча, столицы древнего Хорезма, который ныне находится в соседней Туркмении. Сам Ургенч образован в XVII веке, когда Куня-Ургенч вследствие смещения русла Амударьи пришел в запустение. Судя по путеводителям, Ургенч примечателен разве что памятниками математику аль-Хорезми и зороастрийской священной книге — Авесте (по преданию, пророк зороастризма Заратуштра жил чуть ли не в соседнем кишлаке). Поэтому мы туда заезжать не стали.

Несмотря на некоторые задержки в начале и конце пути, почти 500-километровый путь до Хивы мы преодолели менее чем за семь часов и уже около 18:00 оказались в этом небольшом городке.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Хива — еще один древний город Великого шелкового пути, основанный более 2500 лет назад. Пережив нашествие арабов и монголов, в конце XVI века Хива стала столицей Хивинского ханства, и в XVII–XIX вв. здесь были построены основные сохранившиеся до наших дней архитектурные сооружения. По сути это город в городе — все главные достопримечательности и отели Хивы находятся в крепости Ичан-Кала, со всех сторон огороженной стенами. Длина стен — 6,2 км, так что Хива очень компактна.

В принципе, весь старый город можно обойти за полтора-два часа, не торопясь и заглядывая во все его закоулки. Этим мы и занялись — просто гуляли, не заморачиваясь по поводу того, что именно мы видим, сколько лет тому или иному зданию, а наслаждаясь атмосферой древнего города. Город очень приятный, там не такая аляповатая архитектура, как в Самарканде или Бухаре — в основном все в нем выдержано в светло-коричневых тонах.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Встречается много туристов, в основном европейцев. Немногочисленные заведения рано закрываются — спохватившись к 9 вечера, что неплохо бы и перекусить, мы нашли лишь одно работающее кафе. Еда — традиционно вкусная и недорогая, ужин обошелся нам в 50000 сумов на двоих. Где-то в процессе неспешных прогулок выяснилось, что на одном из входов в Ичан-Калу продаются комплексные билеты — купив его, вы можете посетить все музеи на территории старого города.

День 18. Хива — Нукус — Миздакхан — Бейнеу. 720 км

Хива — это одно из самых впечатляющих мест в мире, где я когда-либо был. По концентрации красот она близка к Венеции. Мне больше всего приглянулся массивный минарет Кальта-Минар — он в свое время (середина XIX в.) был построен лишь до половины и сейчас похож на изящную заводскую градирню, покрытую бирюзовой и синей плиткой.

Затем мы забрались на смотровую площадку крепости Куня-Арк (вход — 6000 сумов) и полюбовались сверху видами Хивы. С нее открывается отличный вид как на старый город Ичан-Кала, так и на внешнюю часть города — Дишан-Калу, где также немало достопримечательностей. Однако эти красоты мы решили оставить на следующий приезд — в планах на текущий день было посещение музея в Нукусе и переезд границы Узбекистана и Казахстана — то есть день обещал быть очень долгим.

Женские бани, ночевка в степи и город мертвых: последняя серия автопутешествия по Шелковому пути

Дорогу из Хивы в Нукус «Гугл» показывает в двух вариантах: первый — вдоль южной границы Узбекистана с Туркменией, через городки Кошкупыр, Шават, Гурлен и Мангит; второй — через Ургенч и Беруни. Первый путь, хоть он и чуть короче, нам отсоветовали — там ужасная дорога, поэтому мы поехали по уже известной трассе, через Ургенч.

После Ургенча мы заехали на уже известную нам заправку, где произошла непредвиденная двухчасовая задержка: веселый узбек вместо 80-го бензина зачем-то залил нам 20 литров солярки. То, что езда на солярке вместо бензина неминуемо грозит заменой двигателя, думаю, все знают. Поэтому пришлось толкать машину на яму, долго и мучительно сливать содержимое топливного бака, которое никак не хотело сливаться, пока Костя не сотворил какое-то чудо с подключением к бензонасосу внешнего аккумулятора. В итоге солярка была слита, мы залили полный бак и одну канистру замечательного узбекского бензина и покатили дальше. Надо было заливать две канистры, кстати говоря!

© 66.RU