С начала года в Свердловской области пешеходы оказывались под колесами автомобилей 262 раза. Как сообщили 66.RU в отделении пропаганды ГИБДД по Свердловской области, 45 сбитых пешеходов погибли, 227 получили травмы различной степени тяжести. В 2016 г. за тот же период произошло больше наездов на пешеходов, однако смертельных было меньше — 40 из 309.
Примечательно, что далеко не все ДТП с участием пешеходов происходят по вине водителей. В этом году автомобилисты оказались виноваты только в половине случаев. Остальные инциденты (а таких было 131) спровоцировали сами пострадавшие. Тем не менее отвечать все равно пришлось автомобилистам.
Виновника аварии определяют сотрудники ГИБДД, которые приезжают на место происшествия. Они опрашивают участников и очевидцев ДТП, отсматривают записи с камер видеонаблюдения, если они установлены в этом месте, и выносят свой вердикт.
Как объяснил екатеринбургский автоправозащитник Максим Едрышов, по закону автомобиль считается источником повышенной опасности. И даже если пешеход сам выбежал на дорогу в неположенном месте или шел по проезжей части ночью в одежде без светоотражающих элементов — отвечать все равно водителю, хотя ни уголовная, ни административная ответственность ему не грозит.
— В случае если будет установлена вина пешехода, для автомобилиста наступит гражданская ответственность. Это значит, что пострадавший может потребовать с водителя компенсацию морального вреда и расходов на лечение, если они не будут покрываться ОСАГО.
Но здесь есть нюанс: если в ДТП прав был водитель, он тоже может потребовать с пешехода компенсации, и пострадавший должен будет возместить стоимость ремонта автомобиля. По словам Максима Едрышова, такие случаи встречаются довольно часто.
Если же виноватым оказался водитель, то здесь два варианта: ст. 12.24 КоАП или ст. 264 УК РФ. Первый случай — для тех, кто причинил здоровью пешехода легкий или средний вред. Второй — для случаев летального исхода или тяжкого вреда здоровью.
Степень тяжести вреда, нанесенного здоровью пешехода, должны определить судебно-медицинские эксперты. Если человек, например, сломал руку — против водителя возбудят административное дело. Легкий вред здоровью будет стоить автомобилисту лишения прав на год-полтора или штрафа от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. При причинении среднего вреда здоровью штраф возрастет до 10–25 тыс. руб., а водительских прав могут лишить на полтора-два года.
Если пешеход погиб или его здоровью был причинен тяжкий вред (потеря речи, зрения, слуха, утрата органа, прерывание беременности и т.д.) — водителю грозит уголовная ответственность. В этом случае вариантов развития событий много — от принудительных работ до лишения свободы на девять лет. Суд будет учитывать не только степень тяжести вреда здоровью, но и обстоятельства происшествия. Например, был ли водитель пьян в момент ДТП и сколько человек он сбил.
По словам автоправозащитника, к реальному тюремному сроку в Свердловской области водителей приговаривают не так часто. И даже в этом случае автомобилистам обычно удается отделаться колонией-поселением.
— К лишению свободы с отбыванием наказания в колониях общего или строгого режима у нас прибегают крайне редко. Обычно даже если водитель был пьян, его все равно определяют в колонию-поселение. А если есть смягчающие обстоятельства, то это и вовсе может закончиться условным сроком.
Если посмотреть на наиболее резонансные ДТП, произошедшие за последние годы в Свердловской области, оказывается, что к колонии общего или строгого режима водителей приговаривают действительно редко:
Фото: архив 66.ru