Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В музее УГМК появился гоночный символ СССР «Эстония-15»

13 апреля 2017, 12:14
репортаж
На таких болидах, которые развивали скорость до 150 км/ч, на этапах чемпионатов Советского Союза было одержано 36 побед, выиграно по 14 золотых, серебряных и бронзовых медалей.

В Музее автомобильной техники УГМК появился символ шоссейно-кольцевых гонок СССР — гоночный автомобиль «Эстония-15». В экспозиции уже были представлены более поздние гоночные машины из Таллина — «Эстонии» под индексами -15М, -21М, -21.10, -25, -26; а теперь коллекцию пополнил болид, на котором ездили в «Формуле-4» чемпионата СССР — гоночном классе, где выступали начинающие спортсмены, а также бывшие картингисты.

Как рассказали 66.RU в музее, первый гоночный автомобиль «Эстония» с индексом 1 был выпущен в 1958 г. на ТОАРЗе (Таллинский опытный авторемонтный завод). Уже в 1961 г. автоклубы СССР получили 30 штук «Эстоний-3», которые стали первыми советскими серийными гоночными болидами, а в 1969-м ТОАРЗ стал практически монополистом в данном классе благодаря «Эстонии-15», конструкторами которой выступили Пееп Вельбри и Эйно Лооритс.

Кузов автомобиля был довольно узким (670 мм), изготавливался из стеклопластика и имел хорошую аэродинамическую форму. Спинка сиденья в болиде имела наклон под таким углом, что гонщик располагался в машине полулежа, держа руль практически вытянутыми руками.

Под аэродинамическими обвесами машины располагался двухтактный двигатель серийного мотоцикла «Иж-Юпитер» с воздушным охлаждением, объемом 347 куб. см, форсированный до 32 л.с. Максимальная скорость болида составляла 150 км/ч. Коробка передач также ставилась от серийного мотоцикла, а шины — от мотоколяски СМЗ-СЗА, которая была известна как «моргуновка» после выхода фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Характерными особенностями автомобиля были независимая подвеска и дисковые тормоза всех колес (задние были вынесены к ведомой шестерне главной передачи), а также реечное рулевое управление и трубчатая рама в виде фермы. У машины отсутствовали радиатор, дифференциал, передача заднего хода. Кроме того, не было специальных гоночных покрышек, что, по мнению специалистов, было существенным недостатком и не отвечало требованиям гонок, но упрощало производство и эксплуатацию автомобиля.

При этом гонщики могли вносить в свои автомобили изменения, которые были регламентированы: например, ставить два карбюратора вместо одного, заменять стандартный двигатель «ИЖ-Юпитер» на чехословацкий CZ, менять кузовные панели. Благодаря этому спортсмены добивались более высокой скорости прохождения круга.

Производство «Эстоний» с индексом 15 продолжалось три года. В 1970-м «Эстония-15» была незначительно модернизирована (все изменения касались упрощения и удешевления производственного процесса), а к индексу добавилась буква «М». В этой модификации был исправлен один из главных недостатков «Эстонии-15», заключавшийся в неудачном аэродинамическом решении: прозрачный лобовой щиток отводил воздух в сторону от кузова и воздухозаборников, что приводило к перегреву двигателя. У «Эстонии-15М» лобовой щиток играл роль дефлектора.

Всего с 1969 по 1976 гг. выпустили 221 автомобиль «Эстония-15» и «-15М». За период с 1968 по 1981 гг. на таких болидах было одержано 36 побед на этапах чемпионатов СССР, выиграно по 14 золотых, серебряных и бронзовых медалей.

Фото: Музей автомобильной техники УГМК