Читатель Портала 66.ru Ярослав Сюков едва не стал жертвой мошенников. Он рассказал, что приобрел Porsche Cayenne и ради интереса выставил его на «Авито» значительно дороже, чем купил, хотя расставаться с машиной даже не планировал. Какое-то время его объявлением никто не интересовался, но когда он снизил цену до 2,35 млн руб., ему в WhatsApp написала девушка, которая представилась Ольгой П.
Она расспрашивала его о документах на машину, пробеге и о том, отличается ли вид автомобиля от фотографий на сайте; попросила ВИН, чтобы пробить в «Автокоде», как друзья посоветовали, и даже сфотографировать сиденья. Девушка заверила, что очень хочет купить автомобиль, но сейчас находится за границей и вернется только в начале марта. Ольга попросила придержать машину для нее, за что предложила перевести Ярославу 100 тыс. руб.
— От такой щедрости я даже не знал, куда деваться, и самое интересное — она не просила расписок, ничего. Просто была готова отправить деньги на карту. «Вот дура! — думаю я. — Как она не боится лишиться денег?» Просит номер моей карты для перевода. Я отправляю, так как знаю, что ничего такого в этом нет. Это просто номер карты. Совсем выключить свой скептицизм, кстати, я не могу и все действия все равно оцениваю на адекватность. Ну и номер карты — это вроде адекватно.
Через какое-то время она написала, что у «Альфа-банка», оказывается, есть лимит на перевод до 150 тыс. руб. в день, а она уже отправила сегодня деньги за пошив новой шубы, так как «никто не хочет работать без предоплаты». После некоторого молчания и вопроса Ярослава, что же делать, Ольга попросила его прислать ей реквизиты, чтобы перевести деньги на расчетный счет. И он отправил.
Переписка проходила по-дружески, Ольга рассказывала, как отдыхает в Праге, попутно расспрашивая все про машину (картинка кликабельна).
Через 40 минут Ярославу позвонила еще одна девушка спросить о машине, уточнила, покупал ли он ее в РФ. Потом снова написала Ольга, сказав, что отправила деньги. В этот же момент с номера +7 (499) 788–88–78 позвонил молодой человек, который представился сотрудником «Альфа-банка» Антоном Лариным.
— Говорит, что требуется подтверждение платежа на 100 тыс. руб. «Да-да, это мне», — говорю я важным голосом. От кого, говорит, ожидаете платеж? Это проверка. Но я подготовился, я как раз знаю ФИО этой Оли, она мне его предусмотрительно скинула в WhatsApp. Отвечаю, правильно. Антон говорит, что Ольга использовала новый сервис «Альфа-банка» — платеж со страховкой. То есть если я окажусь мошенником и скажу, что деньги не получал, то банк возместит ей убыток. Ух ты! Какая классная услуга, думаю я, надо тоже пользоваться! А сколько стоит, спрашиваю я? 1%? Супер! Буду иметь в виду. Тут от моего скептицизма, как вы понимаете, не осталось и следа. Даже тень моего скептицизма — и та пошла отдохнуть. Чтобы активировать платеж, говорит Антон, вам должна прийти SMS с активацией услуги. И да, в эту секунду мне приходит SMS, где я вижу только слово «пароль» и четыре цифры. Я их озвучиваю. Антон говорит, что сейчас на мой счет должны поступить первые 24 тыс. руб. И в этот момент мне приходит вторая SMS — о списании 24 тыс. руб. с моего счета.
В этот момент Ярослав положил трубку и позвонил в кол-центр «Альфа-банка» на номер 8 800 2000000. Там ответила девушка, которая сказала, что деньги ушли с одного его счета на другой. В это же время до Ярослава дозвонился Антон, который объяснил, что «сработала система безопасности» и придется переустановить приложение «Альфа-мобайл». Потом он предложил переводить деньги от Ольги, но частями. Тут же на телефон Ярослава пришла SMS о поступлении 42 тыс. руб. с подписью: «Не говорите никому этот пароль, даже сотрудникам банка». Антон просит этот пароль, объясняя, что он — не обычный банковский клерк, а сотрудник безопасности, и действует по инструкции.
— Вот тут-то меня и осенило. Прошу Антона подождать, выключаю микрофон. Беру телефон у Лены, моей жены, которая находится в таком же шоковом состоянии, что и я. Набираю снова 8 800 2000000, объясняю ситуацию, говорю, что меня сейчас пытаются обмануть и надо срочно блокировать все мои карты. В это время Антон настойчиво говорит в телефон, что если я сейчас не подтвержу платеж, то комиссия в тысячу рублей ляжет на меня, так как он уже начал процедуру перевода. В это же время мне пишет Оля: «Что там с деньгами? Я волнуюсь». Сотрудник «Альфа-банка» (который настоящий сотрудник «Альфа-банка») блокирует все мои карты, «Альфа-клик» и «Альфа-мобайл». Вместе пытаемся разобраться, что же произошло. Я говорю, что продаю машину. Она уточняет: «На «Авито?» «Да, — отвечаю я. — Часто там разводят?» «Постоянно», — говорит девушка, и я понимаю, как мне повезло.
Как объясняет Ярослав, сначала мошенники с помощью номера карты и реквизитов восстановили себе доступ к его «Альфа-клику», а потом им понадобился пароль в SMS, чтобы завершить восстановление, и он им его сказал.
— Но самое интересное, что жадность подвела не только меня, но и их. Все дело в том, что у меня два текущих счета. На одном счете было 24 тыс. руб., на втором — 18 тыс. И жадный Антон, вместо того чтобы перевести себе сразу 24 тыс. руб. и попросить у меня пароль на подтверждение «зачисления» этих денег, решил срубить за раз с меня побольше и перевел их сначала с одного моего счета на другой. Вся мысль его была в том, чтобы вывести за раз не 24, а 42 тыс. руб. И все бы хорошо, но ему не повезло: у меня подключено SMS-уведомление только к одному счету, а он был уверен, что я получу SMS о том, что мне пришли 24 тыс. руб., но я получил SMS только о списании и не получил о зачислении. В заключение хочу сказать самый важный урок из всего этого: никогда никому не говорите никакие пароли из SMS!
Ярослав опубликовал пост о своей истории на странице «ВКонтакте», и ему сказали, что знают Ольгу П., с которой он якобы разговаривал, даже фото на аватарке WhatsApp — ее, но только это точно не она. То есть мошенница общалась под чужим именем. А тот Антон, что представился сотрудником «Альфа-банка», видимо, реально работал в кол-центре банка — поставленная речь и знание, что и когда надо говорить, свидетельствуют об этом.
|
---|
Отметим, что стать жертвой мошенников можно не только продавая автомобиль, но и покупая его. Есть пять типичных случаев обмана покупателей машин, пишет Drom.ru.
Во-первых, если продавец еще до осмотра авто предлагает оставить задаток — якобы для того, чтобы машина не ушла к другим — то он, скорее всего, мошенник. Поэтому никогда не отправляйте деньги продавцу до осмотра автомобиля и без подписания документов.
Во-вторых, мошенники сбывают машину с поддельными ПТС, доверенностью или личными документами продавца, вынуждают в договоре прописать не реальную стоимость машины, а гораздо меньшую. Так что проверяйте понравившуюся машину на предмет залогов, а ее хозяина — на наличие задолженности перед банками или государством.
В-третьих, обманщики продают автомобили-"двойники» — с номерами другой машины, которая уже зарегистрирована в базе ГИБДД. Всегда оформляйте договор купли-продажи непосредственно в МРЭО и не покупайте автомобиль у продавцов, которые отказываются ехать на перерегистрацию ТС в госорганы.
В-четвертых, воздержитесь от покупки или продажи автомобиля по доверенности, потому что в таком случае машина может находиться в угоне, залоге, аресте.
В-пятых, мошенники не чураются отбирать машины силой. Поэтому никогда не соглашайтесь на встречу в подозрительных, темных, безлюдных местах, а на осмотр и сделку берите крепких и проверенных друзей, чтобы избежать разбойного нападения.
Фото: Ярослав Сюков для 66.ru; биби21.рф