У всех, наверное, такое было: подходишь к милому с виду щеночку, гладишь его, «ути-пусечка мой, какой няша» — а песик берет и отхватывает тебе руку по самый локоть. И мясо вырвано, и кровища хлещет, и пястья переломаны, и два десятка уколов от столбняка. Вот здесь примерно так же.
«Чё такой напряженный? Расслабься, ты ж рулить нормально не можешь!»
Гарнитура из недр шлема ругается голосом инструктора. Самого инструктора я не слышу, хоть мы так близко, что касаемся плечами в тесном кокпите выпотрошенного салона. Левая шпилька с доворотом в этот момент переходит в условную прямую с правым изломом, и мне надо очень точно выбивать степ на педалях и очень резво крутить рулем, чтобы маленькая злобная дичь подо мной ехала ну хотя бы прямо.
Таких зверьков всего несколько, им предстоит возить участников маленького, но гордого российского гоночного «чемпионата», и разложить один снаряд перед стартом мне бы очень не хотелось. То есть хотелось бы — и допинать еще ногами, ПОТОМУ ЧТО ПОНЯЛ, ТВАРЬ, КАК ОГРЫЗАТЬСЯ?! Но вообще не надо так.
На льду неожиданно много зацепа, а на руле от этого неожиданно много усилия. Одревеневшие за бездельные праздники мышцы бесполезны, а узкие изгибы трассы RamadaXPark заставляют работать не только их, но и нагружают вестибулярку. Вестибулярка отзывается на желудке, который изнутри всё еще распирает оливье с майонезом и газиками новогоднего просекко. Короткая база с задним приводом за малейший косяк грозит выставить тебя поперек трассы, а инструктор требует ехать быстрее и с бóльшим углом скольжения. Хвост виляет собакой, и я действительно не понимаю, чё это я такой напряженный?
Может, потому что 175 сил, приправленные короткоходной ручкой и поставленные на 1,5-миллиметровые гвоздики доставляют стресса и заставляют выкладываться ничуть не меньше полноприводной «Карреры», которая в десяток раз дороже?
Один мой друг два года покупал абонемент в «элитный» спортзал, но все его успехи ограничились зеркальными селфи. Другой мой друг купил кеды и начал бегать, к бегу добавил планку и перестал потрошить холодильник после 23:00. Еще чуть-чуть — и будет как Ван-Дамм с минимальными вложениями. В автоспорте примерно так же. В массовом сознании он ассоциируется с чем-то безумно дорогим, огромным, рычащим и пшикающим перепускным клапаном наддува. Если такому массовому сознанию сказать, что восьмерка на гвоздях или маленький родстер круче большинства суперкаров с глянцевых обложек, массовое сознание может дать сбой. Я вот уже сбился.
Кто-то воскликнет: «Какой родстер?! Там минус двадцать пять!»
А я подштаннички надел. И теплые носочки под гоночные тапки. Вообще нам с MX5 по морозу рассекать как минимум не впервой. Главное — с фасоном гавайки не прогадать и с музыкой. Я предпочитаю Spandau Ballet.
Об MX5, переделанной под ледовые гонки, нам тоже говорить не впервой. Но тут важно не перепутать. У российского офиса Mazda был проект любительских гонок для СМИ, под которые гонщик и инструктор Олег Кесельман подготовил несколько MX5 Aori.
Mazda MX5 Aori
Фото: архив 66.ru
Проект успешно существовал несколько лет, а потом благополучно заглох. К новой гоночной серии — RUSSIAN MX5CUP — российский офис марки «Мазда» никакого отношения не имеет. Это всё частная инициатива по-хорошему упоротых энтузиастов из Москвы. Сергей Борисов и Александр Андреади со товарищи много лет учили людей контраварийному вождению в академии «Sport&Safety», пока не поняли, что надо двигаться дальше, и не организовали монокубок — это как театр одного актера, только на колесах: одна машина, одна спецификация, один и тот же бензин, унифицированные покрышки.
Зачем такое однообразие?
Чтобы свести к нулю преимущество техники, выводя на первый план мастерство пилота. Даже пилотов, ведь MX5Cup — это многочасовые гонки на выносливость с заездами формата «60 + 60 + 120 минут» (тренировка/квалификация/гонка), с масс-стартом с места, с контактной борьбой, с обязательной сменой пилотов, с тремя пит-стопами, в конце концов. Всё как у больших — этакие ледовые «мини 24 часа Ле-Мана», только «Четыре часа Россельбана».
«Этой зимой мы проводим три этапа, все в Екатеринбурге, — рассказывает организатор серии. — В прошлом году мы как нормальные московские пацаны решили сделать все этапы в Подмосковье. Но в Рязани из-за снегопада гонка превратилась из трековой в раллийную, в Мячково со льдом тоже не повезло, поэтому мы полетели в Екатеринбург, познакомились с некоторыми нужными людьми типа Дмитрия Здомского и Павла Торопова. И всё получилось: в сжатые сроки нарисовали трассу, провели соревнования — участники были довольны».
— Екатеринбург — очень гостеприимный город, в который легко прилететь, в котором есть где пожить. Погода у вас восхитительная, трассы и условия отличные.
Александр Андреади, организатор гоночной серии RUSSIAN MX5CUP
Чтобы серия была и быстрой, и зрелищной, и демократичной, решили отказаться от машин на базе Ferrari 458 Italia и взяли кое-что попроще — Mazda MX5 прошлого поколения. Просто потому что там по умолчанию отменное шасси, руль, мотор, баланс и хваткость.
Так что если немножко допилить, то получится серьезный снаряд за несерьезную (относительно 458 Italia) цену. Вообще машины практически стандартные, просто обладают всеми необходимыми средствами, чтобы пилоту было комфортно: каркас безопасности, система пожаротушения, гоночные сиденья. Вместе с тем — стандартная подвеска, стандартные тормоза.
За счет колдовства с катализатором и прошивкой мотора стандартный двухлитровый мотор выдает 175 сил на АИ-98 бензине. «Но самое главное — это шина, — говорят организаторы. — В этом году мы едем на «Мишлене», который позволяет хорошо цепляться, но не настолько хорошо, как это было бы при 4,5-миллиметровом шипе. Наша машина все-таки скользит, и она быстрая».
«А вот «стоит демократично» — это сколько?» — спросит внимательный читатель
Это 215 000 руб. за этап, если арендовать машину. Если готовить ее самому и собирать команду, то получится если и не в разы, то всё равно дороже. Плюс надо учитывать, что бюджет бьется на 2–3 пилотов, а это вообще не деньги. Поэтому места в кокпитах разбирают загодя, и как бы не пришлось вновь прибывшим перебивать ставки друг друга на манер аукциона. Кто-то всё равно обреченно вздохнет, но по автоспортивным меркам это и правда тьфу. Чтоб вы понимали: пару лет назад я ездил в Абу-Даби покататься на «формуле». По сегодняшнему курсу это 30 000 руб. за часовой сет с ездой в колонне + $100 за страховку + $100 за видео на память.
И это не гонка — это езда в колонне. А тут большой спорт на льду с пакетом «всё включено»: с резиной, топливом, питанием, обслуживанием, логистикой — и по цене в 2,5 раза большей, чем часовые покатушки. Короче, если двое смелых найдутся — я бы не прочь проехать хотя бы один этап. Надо же это животное проучить и показать, в конце концов, кто здесь папа.
Для зрителей: расписание IceBattle-2017 (Верх-Исетский пруд, Cuba)
- 21 — 22 января
- 11 — 12 февраля
- 4 — 5 марта
За помощь в проведении тест-драйва и съемки благодарим команду автодрома RamadaXPark и команду MX5CUP Russia
Кирилл Зайцев для 66.ru
Фото автора и Алексея Постного