Дискуссии вокруг необходимости использования противогололедного материала (ПГМ) «Бионорд», которым коммунальные службы посыпают дороги Екатеринбурга, возникают каждую осень и не утихают вплоть до весны, когда снег наконец-то начинает таять. В этом году, например, екатеринбуржцы уже успели создать петицию с требованием прекратить использование противогололедных материалов и насобирать почти три тысячи подписей.
Основные аргументы в пользу отказа от «Бионорда» — без него город станет чище, а люди будут реже страдать заболеваниями дыхательных путей. В ответ на это мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман заверил, что слякоть, образующаяся после применения химии, предпочтительнее чистого льда.
Между тем многие екатеринбуржцы не согласны с такой позицией. Они ссылаются на опыт Санкт-Петербурга, который отказался от ПГМ и прекрасно себя чувствует: дороги стали чище, а автомобилисты — аккуратнее за рулем, так что всплеска ДТП не произошло. Чтобы прояснить ситуацию, на вопросы о вреде и пользе «Бионорда» мы попросили ответить главного квартального Орджоникидзевского района Алексея Беззуба.
Алексей Беззуб, главный квартальный Орджоникидзевского района: |
Я, конечно, не ел «Бионорд». Но есть сертификаты, которые говорят, что эта смесь соответствует определенным нормам. Так что я бы не стал раздувать панику относительно вреда «Бионорда». Условно, если вы хотя бы чуть-чуть постоите под выхлопами автомобиля или автобуса, вам моментально станет плохо — то есть у нас в воздухе присутствует не только соль, которой посыпают дороги, там присутствуют в большей мере выхлопы от автомобилей. Поэтому я не думаю, что «Бионорд» оказывает какое-то сильно негативное воздействие на организм.
«Бионорд» — это прозрачная смесь, которая растворяется в воде. Тем не менее я допускаю, что от него может образоваться грязь. Я не понимаю процесса, как это происходит, но вижу связь между тем, как дороги посыпали реагентами, и тем, как разметка в то же время стала грязной.
То есть я пока не могу однозначно сказать, образует «Бионорд» грязь или нет. Но это не значит, что реагент не нужно сыпать на дороги.
Екатеринбург находится во второй климатической зоне. Грубо говоря, у нас северный город и пять месяцев зимы. И если мы будем на протяжении почти полугода сохранять лед на дорогах, это создаст небезопасную ситуацию и увеличит количество ДТП. А безопасность я бы все-таки ставил во главу угла.
В итоге получится, что на перекрестках у нас возникнут так называемые ледяные шишки — бугорки — про которые все уже давно забыли. На дорогах будет колея, из-за которой автомобили при попытке обгона или перестройке из ряда в ряд будет заносить. Все это было в Екатеринбурге лет 15–20 назад, но зачем нам к этому возвращаться?
Можно, конечно, посыпать дороги фрикционными материалами: щебнем, песком. Но от них намного больше грязи, и они малоэффективны. Через какое-то время фрикционные материалы перестают действовать, потому что просто разлетаются.
Механически убирать лед с дороги — долго, дорого и непродуктивно. И потом, если использовать для этого технику, а не реагенты, дорога будет портиться, а качество городской среды — понижаться.
Поэтому единственный вариант — это соль. Мы в любом случае должны плавить лед. Потому что во время движения, когда автомобиль тормозит, из-за трения образуется тонкий слой воды в точке соприкосновения колеса и дороги. Он замерзает — и получается гололед. И мы от этого никуда не уйдем.
Практика — это критерий истины. Поэтому давайте выберем какую-нибудь улицу в Екатеринбурге и не будем посыпать ее реагентами. И посмотрим, что с ней будет происходить. Давайте экспериментировать. Только в этом случае мне нужно понимать, кто возьмет на себя ответственность за возможный рост ДТП на этом участке. Потому что, если человек попадет в аварию из-за плохо почищенной дороги, он может потом прийти с иском к дорожным службам. И нужно выбрать конкретного человека, который будет нести за это ответственность. В том числе материальную.
Если станет понятно, что в использовании «Бионорда» больше минусов, — давайте от него отказываться.
Что касается обвинений относительно того, что в противогололедную смесь что-то подмешивают. Если есть такие сомнения, можно попросить организовать проверку в районных дорожно-эксплуатационных управлениях (ДЭУ). Ведь противогололедные материалы распыляются тоннами, так что если в них что-то подмешивают, это явно не мешочек песка. Спрятать его на территории ДЭУ невозможно.
Фото: личная страница Алексея Беззуба в соцсети Facebook