Пинаться начнет — поздно будет: когда и зачем надо менять масло в АКПП
21 октября 2016, 09:00
Фото: фирмы-производителя; 66.RU
Если машина берется на пару-тройку лет, то об этом можно и не вспомнить. Если же владеть предполагается долго, то лучше вспоминать почаще.
Вопреки народной молве, проблемы бывают не только у преселективов DSG, но и у, казалось бы, «простых» и «проверенных временем» гидротрансформаторных АКПП. Одной из причин может быть (а может и не быть!) несвоевременная замена масла, которое сам изготовитель машины может предписывать не менять вообще. Правильно ли это и как вообще организовать процесс — нам рассказали сразу два эксперта: Юрий Гендель и Иван Панов, «Mobil 1 Центр».
Бывает ли молодость вечной?
— Производители в инструкции нередко пишут, что масло в АКПП «залито на весь срок службы». Но это как с иголкой для патефона — не бывают они вечными.
Долговечность масла, во-первых, зависит от разной манеры вождения: один любит гонять, второй степенно ездить, третий часто попадает в грязь или сугробы и выезжает оттуда враскачку. Понятно, что в последнем случае коробка вообще работает в предельном режиме и систематически перегревается.
Поэтому мы рекомендуем масло в автомате все-таки менять.
Иван Панов, директор «Mobil 1 центра» на Самолетной, 3а, добавляет: «Масло в АКПП со временем теряет свои свойства. Обычно это происходит через 50–60 тыс. км пробега в зависимости от производителя. На BMW, например, это происходит стабильно каждые 50 000 км, требуется частичная замена». Если автомат уже начал «пинаться», то менять масло, скорее всего, поздно. Или бессмысленно — тут может быть множество причин, в которых должны разбираться специалисты-трансмиссионщики. Проблема может быть гидравлической, может электронной, а может механической. Замена масла может решить проблему, а может и не решить — тут специалисту виднее.
— Ни в одном мануале фирмы-производителя автомобиля вы не найдете деления замены масла на полное или частичное. Но оно есть. Европейцы, например, рекомендуют каждую вторую замену масла в двигателе сопровождать частичной заменой масла в АКПП. По-русски это называется «женить» — когда какое-то количество нового масла заливается и отмеряется точно такое же количество нового масла на доливку.
Необходимо понимать, что существуют разные типы трансмиссионного масла для коробок передач. Для вас информация о типе масла в первую очередь расположена на щупе коробки передач. Если коробка «безщуповая» то, конечно, нужно смотреть инструкцию. Требования к свойствам масла настолько жесткие, что масла разных производителей с одинаковыми допусками смешиваются друг с другом, эти свойства невозможно улучшить или ухудшить, но необходимо понимать, что они между собой не смешиваются.
Бывает так, что человек 70–80 тыс. км отъездил, потом с машиной начинают происходить странные вещи, он прибегает в сервис, и ему предлагают вообще слить старое масло, промыть коробку и сделать замену на новое. Это полная замена масла, изобретение наших восточных соседей. На мой взгляд, технически корректно все-таки делать частичную замену — то есть периодически доливать новое масло. В идеале — с каждой второй заменой масла в двигателе, то есть раз в год.
Иван Панов добавляет: «Полная замена масла чаще всего требуется только при ремонте автоматической коробки. Не во всех сервисах поэтому есть специальное оборудование для такой процедуры (на фото). Там вообще осторожно надо действовать, потому что неприятности с коробкой могут случиться, если откачать всё масло из гидротрансформатора — без серьезных на то оснований этого не делают. Так что в обычных ситуациях рекомендую только частичную замену: слить из масляного поддона, замерить, сколько слито, и столько же добавить».
Когда стóит сливать по-полной?
— Рекомендаций по полной замене масла ни один мануал не дает, но с оглядкой на наш опыт, ее чаще всего делают, когда автомобиль меняет владельца. Особенно это актуально, если автомобиль приходит из-за рубежа. Ни одна проверка по ВИНу и аукционный лист не скажут, что конкретно было залито в автомобиль.
Машина начинает новую жизнь — и тут лучше поменять всё, потому что до вас это вряд ли кто-то делал. Это же касается вообще всех подержанных автомобилей, которые сразу после покупки лучше привезти на сервис и поменять все жидкости, включая трансмиссионную. Хотя, если доверяете предыдущему хозяину, то можно и не ездить. Но вообще поставьте себя на место продавца машины: он уже морально подготовился к расставанию со своим автомобилем. Смысл вкладываться? Никакого.
Поэтому если вы не уверены лично во владельце и покупаемом автомобиле, то имеет смысл поменять вообще все жидкости после покупки. Хотя порой достаточно посмотреть сервисную книгу (если таковая имеется), где прописаны все работы с автомобилем, или мобильные приложения, в которые ответственные автомобилисты записывают всю историю обслуживания автомобиля (тоже — если есть).
Если у вас не классическая гидротрансформаторная АКПП, а CVT или RT, то Иван Панов советует не экспериментировать: «В роботах и вариаторах тоже есть трансмиссионные жидкости, несмотря на то что «робот» — это вообще во многом обычная МКПП технически. В случае с этими трансмиссиями стоит жестко придерживаться рекомендаций фирмы-производителя, мы в свою очередь ни на йоту от них не отступаем: трансмиссионные масла — это тот случай, когда производитель под свою технику заказывает уникальную рецептуру, и что-то другое не требуется».