Что скрывается за сухими цифрами статистики, которую ежемесячно выдают «Ассоциация европейского бизнеса» и «Автостат»? Да вся наша жизнь на самом деле! Дальше я буду предельно огрублять многие вещи, поэтому не кидайтесь своими логарифмическими линейками, технари. Я, по журналистской традиции, буду мешать всё в кучу и передергивать.
Которая тем не менее работает. Есть три очень сильных маркера уровня жизни людей, их настроений и веры в завтра. Первый — это рынок недвижимости, второй — авторынок, третий — туристический. На них есть стабильность или рост, только когда всё хорошо. А когда холодильник пуст, ребенок в хламиде, а жена штопает халат, как-то не до Милана и новой «Тойоты».
В условной пирамиде потребностей бытовые средства комфорта и путешествия стоят очень высоко — на той ступеньке, где горизонт планирования далекий, ребенок сытый, жена румяная, ботинки новые, а работа стабильная, как и страна. Так что с оглядкой на авторынок легко судить о состоянии экономики и благосостоянии народа.
По падению авторынка легко увидеть, куда всё скатилось после 2014 г. Авторыночное «полшестого» в данном случае глубоко символично: оно показывает, например, есть ли реально денежные накопления у населения и есть ли перспектива дальше сегодняшнего вечера.
|
---|
Экономика России — коротко на пропорциональном графике |
И снова — прямая корреляция между местом страны в мире и объемами продаж автомобилей. Китай и США делят I-II место от общемирового объема продаж авто, Россия на нем занимает 1,8% и сидит за пределами топ-10.
|
---|
Топ-12 мировых авторынков в 2015 г |
А кто у нас там во всех «Топ-12 сильнейших экономик мира»? Всемирный банк и МВФ считают так:
|
---|
Топ-12 крупнейших экономик мира (по номинальному значению ВВП на 04.2016) |
За редким исключением — совпадение точь-в-точь. Это я опять к тому, что соотношение общего состояния экономики и авторынка — плюс-минус прямое. РФ и тут коррелировала-коррелировала, да не выкоррелировала.
Есть люди, которые до сих пор так считают. Некоторые даже думают, что «все деньги — здесь». Поспешу расстроить, опять вооружившись цифрами с рынков. Конечно, мы сразу уберем Москву и Питер и посмотрим только на регионы.
Вот всего пара фактов: по автопарку в абсолютных значениях и по динамике прироста мы регулярно вываливаемся с позиции №3 в стране — нас стабильно опережают Ростов-на-Дону и Краснодар, Татарстан и Башкирия.
|
---|
Топ-5 автопарков в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга по состоянию на август 2016 г. |
Аналогично — с денежной массой: татары, самарцы, краснодарцы тратят на новые автомобили гораздо больше свердловчан.
|
---|
Топ-5 региональных авторынков по выручке. |
То есть все деньги — не здесь. У этой информации есть и практический смысл: ее можно иметь в виду при выборе места для внутренней миграции и как ответ на вопрос «Где лучше?»
Еще один Кэп-вывод, который можно сделать, глядя на статистику авторынка. В России есть очень бедные и очень богатые, стабильный средний класс то ли не успел народиться, то ли уже выродился.
Вообще, если идти в детали разбивки автомобилей по классам, то можно увязнуть — это вопрос более чем дискуссионный. Есть классификация по размерам (А, В, С, D, F), есть условное распределение классов по цене (бюджетный, средний, премиум). Но там и там можно долго спорить, что «премиум», а что «бюджет». Я с оглядкой на некий скромный личный опыт опёрся бы на расхожую народную классификацию, разбив, условно, с вашего позволения, бренды так:
При взгляде на топ-25 моделей становится грустно: Россия — по-прежнему достаточно бедная страна: 2/3 (17 из 25 бестселлеров) — либо очень недорогие, либо достаточно недорогие модели. То, что можно назвать «средним классом», не продается вообще — он составляет не более трети от самых ходовых машин: Rav 4 и Camry на 7-м и 9-м местах, Octavia — на 16-м, Qashqai — на 18-м, X-Trail — вообще на 21-м месте, сразу перед Sportage, Cee' d и CX-5.
|
---|
Топ-25 моделей последних 8 месяцев в одном графике. |
Пришла свежая статистика от АЕБ. Падение продолжается: январь — август, и опять по рынку в целом -14,9%. Из брендов в плюсе только Skoda и Ford, все остальные теряют.
|
---|
В списке лидеров без перемен: Solaris-Granta-Rio на первых ролях, но скоро они могут поменяться. В августе Rio по популярности обошел близнеца, а «Гранту» скоро обгонит Vesta.
|
---|
Топ-10 моделей за январь — август 2016 г. |
Если смотреть опять же только август, то отлично (3 479 шт./мес.) пошел Hyundai Creta, о котором мы говорим подробно на соседней странице. А вот Renault Kaptur лишь однажды (июль — 1 419 шт.) побывал в топ-25 моделей и больше там не появляется, поэтому о его тиражах говорить пока сложно.
|
---|
Как чувствуют себя новички-2016 в топ-25 моделей. |
Одним словом, всё очень плохо, денежной массы в стране нет, горизонта планирования нет, бедные беднеют, Америку так и не догнали, позади нас только Мексика, хороших вам выходных.
Данные: Росстат; Автостат; МВФ; АЕБ. Графика: 66.ru; 66.RU