Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Возьмите наши деньги!» Почему Екатеринбург не платит за парковку

31 августа 2016, 08:00
«Возьмите наши деньги!» Почему Екатеринбург не платит за парковку
Фото: 66.RU
Только мы обрадовались, что мэрия отменила новый тендер на покупку еще 14 паркоматов, как оказалось, что дело всего лишь в орфографических ошибках. И скоро нас, похоже, все-таки начнут штрафовать.

Как только горадминистрация найдет корректора и всё напишет правильно, аукцион все-таки состоится и одиннадцать с лишним миллионов рублей уйдут на новых роботов, призванных избавить центр от пробок.

Сама по себе идея платной парковки в центре большого города прекрасна и успешно протестирована десятками мегаполисов. Проблема только в том, что в той же Москве водители оплачивают стоянку «на автомате» и в считанные секунды, а в Екатеринбурге, чтобы по-честному отдать деньги за парковку, в большинстве случаев нужно быть действительно упёртым.

И самое главное: из-за бюрократических споров за неоплаченную стоянку у нас (пока) не штрафуют, и все об этом прекрасно знают. Так что ни кнута, ни пряника для автомобилистов, выходит, нет. А паркоматы — так, для красоты и для гостей города, показать, что «мы в тренде».

Но после нового аукциона и новой кучи потраченных на паркоматы денег городские власти наверняка захотят наконец получить отдачу и придумают-таки способ наказывать тех, кто до сих пор бесплатно пользовался платным. И ведь не будет никакого народного бунта: большинство горожан прекрасно понимают важность и пользу ограничения стоянки в центре. Больше того — почти все готовы платить за свободное место где-нибудь на Малышева или Ленина, лишь бы оно там всегда было. И лишь бы для оплаты парковки не нужно было тратить времени больше, чем на саму эту парковку! Как это зачастую происходит сейчас.

Наш эксперимент — это месседж техническим специалистам «Службы городских парковок» и людям в мэрии, которые могут на них повлиять. Вот всего несколько примеров, показывающих, как работают паркоматы в Екатеринбурге — на третий, если считать от старта пилотного проекта, год после их установки.

Едем к бизнес-центру «Высоцкий». На Красноармейской стоит несколько паркоматов, идем к ближайшему, под номером 6070.

Машина предлагает расплатиться банковской или Е-картой. «Ешки» с собой нет, зато есть пластиковая PayPass. Паркомат мгновенно ее считывает, списывает свою тридцатку за первый час и выдает чек. Проблем нет, всё четко и быстро.

Но даже за те три минуты, что уходит на оплату, к нам успевает подойти сердобольный парень со словами: «Да можете не платить, тут никто не платит, я вон на целый день машину оставляю — и ни одного штрафа не пришло».

Теперь попытаемся сделать то же самое на улице Пушкина. Первый же паркомат оказывается мертвым. Второй — метров через 200 — сияет экраном с красной надписью «ОШИБКА», которая сменяется текстом «ПОДОЖДИТЕ» — и так по кругу. Звоним в службу поддержки — трубку там берут через 15 секунд, обещают «немедленно сообщить о поломках специалистам» и ласково советуют оплатить парковку с помощью SMS или поискать соседний паркомат.

Третий и последний на Пушкина паркомат — ровно через дорогу. Аппарат №6042 разговаривет человеческим голосом — и даже как будто прикрикивает на водителей. Молчаливые устройства все-таки дружелюбнее. Тестируем здесь другую карту, без PayPass — принимает, правда, только с третьего раза, первые два пишет, что «карта недействительна».

Если вы думаете, что оплатить парковку можно любой Е-картой, то вы заблуждаетесь. Логика, очевидно, такая: или вы катаетесь на общественном транспорте, или паркуетесь в центре.

А теперь представим, что карты с собой нет или на ней закончились деньги. Наличные, напомним, паркоматы не берут, остается достать телефон и попытаться расплатиться посредством SMS. Тут выясняется, что оплатить парковку можно с помощью любого оператора, кроме «Мотива». Снова звоним в службу поддержки, чтобы узнать, как быть: паркомат сломан, а у нас как раз «Мотив», и потому с телефона заплатить не получится. Но два раза подряд шанса пообщаться с оператором не выпадает — похоже, все ушли на обед. Или чинить паркомат.

Единый контактный центр вообще-то должен круглосуточно быть на связи по номеру +7 (343) 287–27–00. Но второй же звонок превратился в полторы минуты длинных гудков и автоматический «конец связи».

Еще один сюрприз — даже не с «Мотива» SMS-оплата не проходит, но это издержки нашего постоплатного тарифа. С предоплатным всё работает ровно.

Остается последний вариант — заплатить через мобильное приложение «Парковки Екатеринбурга». Программа для iOS вполне себе удобная: регистрируешься, пополняешь свой счет с карты или телефона, выбираешь на карте или из списка нужную парковку и платишь. В любой момент можно прекратить парковку (деньги тут же возвращаются обратно на счет безо всяких округлений «до пяти минут» или «до получаса»); а еще не нужно каждый раз вручную заново вводить данные автомобиля — приложение позволяет сохранить список хоть сотни разных машин. Самый, пожалуй, удобный способ оплаты стоянки при условии, что у вас всегда под рукой смартфон с достаточно скоростным интернетом и деньги на счете.

Краткий перевод: «Нас не волнует, работают ли паркоматы и есть ли у вас выход в интернет, — платите как хотите».

Итог: из четырех протестированных паркоматов не работают два. То есть половина. Без банковской карты и заряженного гаджета заплатить в любом случае не получится. Есть неприятные и неудобные ограничения по оплате для владельцев Е-карт, а абоненты «Мотива» за водителей почему-то вообще не считаются.

Казалось бы, не самые неразрешимые технические задачи: вовремя обслуживать и ремонтировать паркоматы, оборудовать хотя бы часть простым устройством cash-in и принимать SMS от всех операторов — и проблем у водителей сразу станет меньше. А денег в бюджете — больше.