Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Три способа спасти подвеску: как не раскурочить машину в ямах и на кочках

16 августа 2016, 10:20
Фото: 66.RU; 66.RU
Это может случиться с каждым: кочка в потемках, яма при свете дня, маленький промах рулем или тормозом — и вот уже в поисковик вбивается запрос: «ШРУС и амортизатор купить недорого в Екатеринбурге».

Или не ШРУС, а новый диск взамен погнутого и покрышку взамен получившей грыжу. Таких аварий с пометой «из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия» областная ГИБДД фиксирует в среднем по 3–4 в день. И будет фиксировать впредь, если вы прямо сейчас не запомните пару лайфхаков.

Физика штока и баланс

Без оглядки на тип («МакФерсон», не «МакФерсон»), в общем и целом работа подвески — это сжимание/разжимание, и выглядит оно вот так:

Рычаги, упругие элементы, стойки, амортизаторы, сжимаются-разжимаются таким образом, чтобы колесо всегда было в контакте с поверхностью. Но делают они это по-разному: у каких-то автомобилей подвеска настроена на большую энергоемкость и хорошо поглощает деформации покрытия, у каких-то — не очень. Где-то подвеска длинноходная и позволяет за счет этого буквально пролетать над ямами, а где-то ход на сжатие такой короткий, что попадание на кочку или в яму чревато сильным ударом.

Помимо работы подвески, есть работа водителя — педалями газа и тормоза.

  • Когда тормоз «в полу» — машина припадает на нос.
  • Когда тормоз отпускаешь — машина выравнивается.
  • Когда при этом еще и открываешь газ, то нос чуть-чуть приподнимается.

В обычных условиях (если въезжаем в яму, не трогая педали вообще) работа подвески выглядит так: колесо проваливается в яму, выбирая ход, передок нагружается, на выезде из ямы разгружается.

Подвеска сжимается, затем распрямляется. Сжимается — распрямляется. И так на каждой неровности.

Задача водителя в экстренной ситуации — сделать так, чтобы сжатие не навредило и пружины с амортизаторами правильно отработали, снижая нагрузку на кузов.

Сергей Жарков, директор школы контраварийного вождения X-Avto:

Три способа спасти подвеску: как не раскурочить машину в ямах и на кочках

— Если перед препятствием мы врубаем режим экстренного торможения, то попадаем в яму на загруженной передней подвеске. Передние пружины в этот момент уже сжаты, энергоемкость уменьшается, и даже на небольшой кочке мы рискуем повредить диск, шину и другие детали. Если за несколько метров до кочки или ямы мы отпускаем тормоз, то пружины распрямляются и восстанавливают энергоемкость — и мы с меньшими последствиями эту кочку проезжаем.

Другими словами: подъезжая к кочке/яме, надо давить тормоз — и резко отпустить его прямо перед въездом на нее. Нос как бы подпрыгнет, машина неровность (по мере сил) облизнет:

Если делать всё правильно и своевременно (увидели — тормоз, подъехали вплотную — отпустили), то над многими неровностями машина буквально пролетает, что заметно даже визуально:

Сергей Жарков:

Три способа спасти подвеску: как не раскурочить машину в ямах и на кочках

— Профессионалы знают, что пружина после распрямления из-за накопленной кинетической энергии может подбросить кузов выше, чем он был изначально. Таким образом, если мы точно подгадаем время, когда бросить тормоз перед кочкой, то повысим энергоемкость подвески даже относительно статического положения автомобиля.

Так, играя балансом, мы можем приподнимать над кочкой нос. И не только: когда передние колеса уже миновали кочку/яму, то повторное нажатие на тормоз позволит загрузить переднюю ось и разгрузить заднюю, повышая тем самым ее энергоемкость.То есть проехали неровность — и тут же снова тормоз в пол что есть сил. Машина припадает на нос, разгруженный зад слегка подпрыгивает:

Прелесть этого лайфхака в том, что он маленький, но действенный. И тренироваться можно хоть каждый день — перед «лежачими полицейскими» или на стыках бебелевского моста: подъехали к стыку — тормоз, перед наездом — газ. Скоро вы перестанете их замечать.

Повороты в зазеркалье

Второй прием по дороге на работу особо не потренируешь — здесь всё-таки требуется помощь инструктора и очень много вката. Речь про повороты руля на небольшой угол, которые помогут правильно разгрузить подвеску и смягчить удар по ней.

Опять никакой магии — голая механика: при повороте руля влево кузов отклоняется вправо. Соответственно, правые колеса оказываются загруженными — на них лежит вся масса — в то время как левые разгружены. Соответственно, под левыми колесами мы можем пропустить более глубокую яму без последствий, чем под правыми.

Сложность в том, что в последний момент перед ударом надо переломить себя и повернуть не от ямы, а на яму. Тогда масса сместится на противоположный борт автомобиля, а колеса, которые едут на неровность, получат меньший удар, чем могли бы.

Ну, и никто не возбраняет комбинировать филигранную работу тормозами с поворотами руля на яму: если во время поворота руля резко затормозить, то подпрыгнет заднее внутреннее колесо. Если во время поворота руля на яму резко ускориться, то разгруженная передняя ось мягче пролетит над неровностями.

Три способа спасти подвеску: как не раскурочить машину в ямах и на кочках

Для уверенности в разгоне и точности отклика на акселератор мы со своей стороны рекомендуем топливо нового поколения G-Drive. Это не только красивая наклейка на колонке, но и увеличение мощности двигателя до 12%, улучшение динамики разгона и дополнительная защита двигателя благодаря моющим присадкам.

© 66.ru; 66.RU

Кирилл Зайцев