Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

21 июля 2016, 10:18
Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент
Фото: 66.RU; 66.RU
Намедни Роспотребнадзор утвердил «Рекомендации по сохранению здоровья в жаркую погоду». Вы их наверняка не читали, но мы кратенько повторим главное и немного поэкспериментируем, обливаясь потом и задыхаясь от духоты.

За бортом опять +27, и если вам приходится проводить львиную долю времени за рулем, то хорошего мало. Роспотребнадзор советует «ограничить пребывание на улице, снизить физические нагрузки» и «ограничить поездки на личном и общественном транспорте или планировать их в утреннее или вечернее время, когда жара спадает».

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

Жара не спадет в ближайшие недели, но будет перемежаться с грозами и ливнями: по данным наших надежнейших источников, вплоть до воскресенья столбик термометра в дневные часы будет подниматься до +2730°.

В противном случае — перегревание организма, падение работоспособности, повышенное нервное напряжение, чреватое в том числе конфликтами на дороге. Вот с перегревом мы и решили разобраться. Особенно когда обратили внимание на то, что даже в самое жгучее время горожане ездят с открытыми окнами. Причем не только водители чего-то вроде «ИЖ-комби», но и обладатели «Мерседесов GLA», «Опелей-Астра» и «Ягуаров XE».

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

И это в XXI веке, когда человечество изобрело кондиционер, а в отдельных случаях даже климат-контроль! Мы решили проверить: неужели так действительно эффективнее, чем с нажатой кнопочкой «A/c»? Для поиска ответа на вопрос об эффективности открытых окон или включенного кондиционера мы поставили строгий научный эксперимент с применением высокоточных измерительных приборов:

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

На самом деле другого — не такого высокоточного, но тоже прибора. Это пирометр, и он измеряет температуру тела, непосредственно тела не касаясь.

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

Суть гипотезы проста: открытые окна от жары, удушья и агонии не спасают, а средства XXI века — вполне. Чтобы это инструментально подтвердить, мы замеряем температуру кожи на старте. Затем смотрим на динамику ее падения при открытых окнах и выключенном кондиционере, а также при закрытых окнах и включенном кондиционере. Вот так меняется температура тела, когда автомобиль стоит:

Да никак не меняется: за 5 минут страданий наш подопытный охладился буквально на 1°. Эффект кондиционера гораздо заметнее: охлаждение тела началось на первых же минутах, и за аналогичный промежуток времени температура упала на 3°. Отсюда неожиданный вывод: стоя на месте с открытыми окнами, вы фактически находитесь на пороге теплового удара. Особенно при наличии прямых солнечных лучей. Может быть, ситуация кардинально меняется в движении, когда возмущенные потоки воздуха смелее гуляют по салону?

И опять каменный цветок не вышел: даже при линейном равномерном движении на городской скорости 60 км/ч открытые окна с охлаждением тела справляются в 2,5 раза хуже, чем самый обычный кондиционер. При этом охлаждение с кондиционером происходит моментально, в случае же с открытыми окнами температура упала нехотя сначала на пару градусов, и еще на пару градусов чуть позже.

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

Таким образом, при езде в жаркую погоду открытые настежь окна совершенно бесполезны (если толкаешься в пробке) и крайне неэффективны (если двигаешься с перманентной скоростью). Надо жать «A/c»!

Почему тогда в городе так много адептов езды с открытыми окнами? Вариантов несколько: индивидуальная непереносимость кондиционированного воздуха или слепое доверие стереотипам. Так, считается, что включенный кондиционер для своей работы отбирает слишком много мощности у двигателя и серьезно увеличивает расход топлива.

Мы в предрассудки не верим, поэтому решили поставить еще один строго научный эксперимент, благо наш суперкар с завода оснащен не только дисковыми тормозами, но и встроенным гоночным секундомером, который замеряет спурт «0–100 км/ч» и время на преодоление четверти мили. Для пущей верности мы вооружились GPS-датчиками и отправились на закрытую площадку — опыты ставить.

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

Lada Kalina NFR — самый мощный российский серийный автомобиль: ~136 л.с., 154 Нм. Паспортные значения — 9,2 секунды до сотни, 203 км/ч максималки.

Чистая разница в динамике разгона с четырех попыток — сущая безделица: с открытыми окнами и без кондиционера NFR преодолевает рубеж 100 км/ч в среднем за 10,37 сек., с кондиционером — за 10,82 сек.

То есть кондиционер снижает эффективность разгона где-то на 4%. Существенная разница, если вы боретесь за подиум «24 часов Ле-Мана», и смешная — если вы едете в булочную или на обед.

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

Но быть может, влияние кондиционера такое ничтожное только на старте, а вот на дистанции отъем мощности в его пользу становится заметнее? Опять нет.

С включенным кондиционером NFR ¼ мили преодолел на 0,3 сек. медленнее, чем без него. Стоит ли ради такой мифической разницы потеть?

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

Нивелировать влияние кондиционера на ускорение и «аппетит» можно правильным выбором топлива. Поэтому заливаем G-DRIVE, в числе заявленных характеристик которого — увеличение мощности двигателя до 12% и улучшение динамики разгона автомобиля до 1,8 сек.

Когда жара чередуется с ливнями, важно помнить еще несколько советов наших экспертов, но уже про вождение в дождь. Попутно можно освежить в памяти, что же эффективнее: торможение или объезд препятствия. Также не забываем про ЗОЖ и трезвость в любую погоду. Как бы нам ни хотелось обратного на природе в выходные.

Вопрос
А я в жару
  • 23%
  • 56%
  • 6%
  • 10%
  • 5%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию

Как не расплавиться в машине: лайфхаки по вождению в жару + научный эксперимент

За помощь в подготовке материала благодарим «Атлантик-Лада» и школу контраварийного вождения «X-Avto».

© 66.ru; 66.RU