С развитием сервисов по заказу такси всё чаще слышны разговоры, суть которых сводится к тому, что «сейчас проще машину заказать, чем покупать личную». Мы зарылись в конфигураторы, калькуляторы, прайс-листы в поисках истины. Она, как водится, где-то рядом. Службы заказа такси действительно меняют мир вокруг. И от некоторых автомобилей можно безболезненно отказаться прямо сейчас. Но не от всех.
Мы не стали далеко ходить и взяли три новых автомобиля из топ-10 по стране. В качестве наипростейшего выступит безналоговый седан Polo с базовым мотором и кондиционером — такой вариант ездить на работу хоть в чём-нибудь, лишь бы не на трамвае.
|
---|
Для сравнения возьмем заклятого врага — KIA Rio. Для тех, кто уже не хочет на трамвае, но не готов платить много. У базового 1,6-литрового Rio есть кондиционер, музыка и 123-сильный мотор.
|
---|
На вершине нашей пирамиды будет Toyota Rav 4. Кроссовер, несмотря на дороговизну, стабильно держится в десятке самых продаваемых моделей.
|
---|
Дальше давайте считать стоимость владения для усредненного обывателя с типичным маршрутом «дом — работа — дом — супермаркет — аквапарк в субботу». Средний пробег при таких маршрутах не выбирается за пределы 15 000 км в год. Отсюда и будем танцевать. Хоть это и непросто — много переменных придется усреднять и сводить к условностям. Скажем, ТО у официалов на новой машине оспорить сложно, а вот необходимость каско есть не у каждого. Ровно до тех пор, пока не узнаешь, сколько стоит «морда» на Rio после городского ДТП без крови и жертв. Если уложишься в 70 000 с деталями, работами и покраской — считай, в рубахе рожден. Поэтому каско мы в таблицу включили по умолчанию. Несогласные могут в эту колонку подставить «кузовной ремонт в день жестянщика» — выйдет не меньше.
|
---|
«Абсорбер переднего бампера — 2 705 рублей, подкрылок передний левый — 2 149 рублей, фара левая нелинзованная — 17 895» и т.д, и т.п. «Морда» по частям — от 70 264 рублей без дефектовки, ремонта и покраски. Каско — 66 408 руб. в среднем. Что лучше? |
Предвижу споры про колонку «стоянка». Тут мы исходим из того, что наши читатели — культурные автомобилисты, которые понимают, что двор — место для людей, а не для машин, и что на газоне стоять — это как-то по-жлобски, и вообще наши читатели — умные и следуют принципу «колеса купил — о машино-месте позаботился». А не как вот эти персонажи:
|
---|
Труднее обосновать среднюю цену: по городу ночь постоя варьируется от 80 до 200 рублей. Еще труднее — с подземными паркингами, которые стоят от 3 000 до 10 000 в месяц в далеко не самых бизнес-классовых домах. Поэтому остановимся на ста рублях за ночь (день) как на самой компромиссной цифре.
|
---|
Обоснование всех остальных пунктов вынесено в раздел «Примечания: как мы считали» в самом конце, давайте приступать.
|
---|
Стоимость владения новым автомобилем за первый год. |
Итого с учетом всех обязательных трат самый банальный Polo обойдется владельцу в 177 605 рублей в первый и в 182 821 рубль во второй год владения. Rio в первый год получается незначительно дороже, несмотря на более дорогое каско и необходимость платить налог. Зато он с легкостью отбивается от Polo меньшей стоимостью ТО-1 и (внезапно) топливной экономичностью. В итоге разница с более дешевым и слабым Polo за первый год владения — всего 2 584 руб.
|
---|
По итогам двух лет владения перевес будет уже на стороне KIA, пусть и всего в 1 094 рубля. Polo во втором году выпьет топлива на большую сумму, а его ТО-2 аж вдвое дороже KIA! Теперь понимаете, почему по продажам Rio стабильно процентов на 20–25 популярнее Polo?
|
---|
Стоимость владения новым автомобилем за второй год. |
С Rav 4 всё понятно: дорогое каско, прожорливый мотор, но на удивление умеренная стоимость ТО, которое ему придется проходить в 1,5 раза чаще: межсервисный пробег «Тойоты» — 10 000 км супротив 15 000 у многих других производителей.
|
---|
А теперь — зачем мы это считали. Сравните стоимость километра пути этих автомобилей со стоимостью пробега на такси.
Служба | Цена за 1 км пробега | Примерная цена 1 км через год |
---|---|---|
Яндекс.Такси | 25,3 | 28,5 |
Везёт | 17,4 | 19,64 |
Максим | 25,3 | 28,56 |
Три десятки | 21,6 | 24,38 |
В глаза бросается, конечно, смешная цена километра у службы заказа «Везёт». Правда, надо помнить, что по пути вас могут случайно изнасиловать, поэтому не теряйте бдительности от головокружительно низких цен. Ну, а мы продолжаем считать и сравнивать.
|
---|
Такси vs автомобиль: стоимость 1 км пробега |
Как видим, владельцы новых Rav 4 и впрямь уже могут отказываться от личного автомобиля и садиться в любую вызванную машину: получится или дешевле, или незначительно дороже. Скажем, у «Максима» стоимость километра пробега получается всего на 7 рублей, или на 28%, дороже. А вот владельцам Polo можно присмотреться к такси «Везёт»: разница между владением и поездкой с водителем — 5,6 руб. с километра, или почти те же 32%. А вот владелец Rio даже по итогам второго года владения к такси может и не присматриваться: разница с «Тремя десятками» выходит на уровне 9,5 рублей, или 43%.
|
---|
Стоимость поездок на такси за 15 000 км. |
Так что получается, рано еще хоронить личный автотранспорт и говорить о победе «уберизации»? Если вы из 2/3 населения — то да: разница между владением небольшим автомобилем и поездками на такси стабильно получается в районе трети стоимости, а это так себе экономика. Но все меняется, когда приходят они — кредиты!
Автомобиль | Траты на кредит в месяц | Траты на кредит в год |
---|---|---|
VW Polo 90 л.с. МТ | 18 436 | 221 232 |
KIA Rio 123 л.с. МТ | 11 142 | 133 704 |
Toyota Rav 4 146 л.с. CVT | 38 781 | 465 372 |
Популярность автокредитования слегка переоценена: в нашей стране на новую машину кредит берет только ⅓ покупателей. Если вы в их числе, то смотреть на такси надо очень пристально.
|
---|
Стоимость владения новым автомобилем с учетом затрат на кредит. |
На одном только кредите владелец Polo за год потеряет больше 200 тысяч, владелец Rio — больше 100 тысяч, ну, а покупатель Rav 4 обогатит банки на без малого полмиллиона. Стоимость владения сразу же вырастает до апокалиптических высот: 26,5 / 20,92 и 49,13 руб./км соответственно. И вот тут уже можно махнуть рукой на автомобилизацию.
|
---|
Такси vs кредитомобиль: стоимость 1 км пробега. |
На такси становится выгоднее ездить и владельцам Rio, и владельцам Polo. Ну, а поклонники легендарного японского качества вообще могут скостить свои транспортные расходы вдвое.
|
---|
Общая стоимость владения кредитомобилем за год в сравнении с 15 000 километров на такси. |
Есть еще один вариант, который еще долго будет самым выгодным в плане семейной экономии. Общественный транспорт! Даже после недавнего удорожания поездки на условном трамвае стоят в разы дешевле, чем на самом простом Polo. Допустим, вам дважды в день (утро/вечер) необходимо проехать с одной пересадкой.
Затраты на поездки в общественном транспорте
Сутки | Неделя | Месяц | Год |
---|---|---|---|
104 | 728 | 2912 | 34 944 |
Выходит, что езда на трамвае, метро или троллейбусе в год почти в 7,5 раз дешевле самого бюджетного такси и в 5 раз дешевле самой бюджетной иномарки. C такими разрывами «уберизация» нашему городу не светит еще долго.
Расчет по фирменным финансовым программам.
Фото: архив 66.ru; инфографика Сергей Логинов для 66.ru; 66.RU