Напомним, сегодня в силу должны были вступить поправки, касающиеся прямого урегулирования убытков – когда пострадавший автомобилист может обращаться в свою страховую компанию, а не в ту, где застрахован виновник ДТП. Однако срок введения этих поправок в практическое пользование был перенесен на 8 месяцев: система еще не отлажена. В частности, не готовы технические, нормативные, регламентные документы, которые должны составить несколько министерств и ведомств, в том числе Минтранс и Минфин.
Кроме того, не создан обязательный в таких условия клиринговый центр – единая расчетная база для всех автомобилистов. Также, по словам Вадима Каточикова, ко дню вступления поправок в силу должна быть разработана общая методика экспертизы и оценки убытков – при ее отсутствии могут возникнуть разногласия между страховщиком виновного и страховщиком потерпевшего. Надо добавить, что поправок также ждет и Налоговый кодекс – чтобы потерпевший избежал выплат налога на доходы физических лиц, а страховщик – НДС.
Данная отсрочка, считает Вадим Каточиков, пойдет на пользу как страховщикам, так и автомобилистам. И если у первых появилась возможность построить инфраструктуру для нововведений, то для автолюбителей это – реальный шанс избежать проволочек и «притирок» новых положений закона к реальности.
Временный исполняющий обязанности руководителя Российского союза автостраховщиков в УрФО Олег Цыпулин сравнил этот процесс с запуском ракеты: «Космическая ракета полностью готова, ее проект идеален. Она стоит на старте и готова в любую минуту сорваться в космос, однако перед вылетом все же стоит проверить все ее винтики, иначе ракета выйдет не на ту орбиту, что планировалось».
Между тем, с аналогичными причинами связывают автостраховщики и отсрочку вступления в силу положений о «европротоколе» – возможности оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГИБДД. «Должны быть внесены изменения в правила дорожного движения, а также в умы самих автовладельцев», – заметил Вадим Каточиков.