Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

16 февраля 2016, 08:00
«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Превышение скорости, тонировка, невнимательность на пешеходном переходе, выезд на ДТП… И все это за каких-то пару часов. Взгляд из окна «четырнадцатой» с синими номерами на дороги и водителей Екатеринбурга — в репортаже 66.ru.

«Хоть бы не остановили», — думаю я, садясь за руль, с того самого дня, как получил права. Хотя злостным нарушителем ПДД никогда не был, да и документы в порядке. На самом деле инспекторы ГИБДД — такие же парни, только в форме и с жезлом. Доказательства — ниже.

Заходим на задний двор городской Госавтоинспекции, что на Степана Разина, 20. Термометр показывает ужасные минус 33. Первое, что попадается на глаза, — «семерка», которую «прикуривают» от другого авто (неудивительно, при таком-то морозе).

Наш сегодняшний герой — прапорщик Сергей Смаженый вместе с коллегами ждет утренний инструктаж, который должен начаться в 7:00. Собираются полицейские в большом и теплом гаражном боксе, заставленным служебными автомобилями.

«Как вы решаете, кто должен парковаться на улице, а кто — в тепле?» — интересуюсь у сотрудника ГИБДД. «Как в большой семье: кто успел — тот и съел!» — отвечает Серега (именно так он мне представился).

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

С инструктажа нас с фотографом попросили удалиться. Что именно там говорили, Сергей так и не признался, да я сильно и не пытал. Оперативная информация — на то и оперативная, не для посторонних ушей.

Вместе с Сергеем и его напарником Денисом выезжаем на дежурство. Наш пост — 9-й километр Сибирского тракта. Здесь находится нерегулируемый пешеходный переход и остановка общественного транспорта, висит знак ограничения скорости 40 км/ч. Но скоростной режим, по словам полицейских, соблюдают не все, и мы убеждаемся в этом очень скоро.

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

На заднем сиденье в машине лежат бронежилеты и каски. «Это чтобы теплее было», — шутит Денис. На самом деле — на случай плана «Перехват».

Сергей загоняет патрульный автомобиль в парковочный карман. Вооружившись радаром, первым к обочине идет Денис.

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

Уже через несколько минут сотрудник ГИБДД останавливает мужчину лет пятидесяти на «Мазде», он ехал со скоростью 62 км/ч. Водитель сильно недоволен тем, что его тормознули: открывает дверь полицейской машины, бросает документы на пассажирское сиденье, давая при этом указание: «Конспектируй быстрей!» И уходит в свою машину со словами: «Я не хочу с вами тут сидеть». Его никто и не заставляет.

— И часто вам такие попадаются? — интересуюсь у Сергея.

— Да постоянно! Особенно утром народ нервный. Такое ощущение, будто я здесь стою и специально заставляю их нарушать ПДД.

Не успел сотрудник ГИБДД заполнить протокол, как его напарник остановил еще одного нарушителя. Молодой человек ехал на легковушке в сторону центра и не пропустил пешехода на зебре.

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

После недолгих споров водитель отправляется в патрульный автомобиль. Ему светит штраф 1500 рублей, но, как напоминает инспектор, если оплатить в первые 20 дней, будет 50%-ная скидка.

Едва Сергей выписал протоколы двум нарушителям и отпустил их, как Денис тормозит третьего — это парень на в хлам затонированном Volkswagen Jetta.

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

Как выяснилось, у молодого человека много проблем с законом.

Дежурный по рации сообщает инспектору: на водителе висит 11 неоплаченных штрафов. Но тот утверждает: «Я на новогодних праздниках сидел 10 суток, перед этим все оплатил». «За неоплаченные штрафы?» — уточняет Сергей. «Нет, там другое», — грустно отвечает водитель. Инспектор ему верит, вручает протокол и отпускает. У нас возникает небольшая пауза, чтобы пообщаться.

— Когда за тонировку начали скручивать номера, таких машин было мало, а сейчас опять появляется все больше и больше…

— А что тебя удивляет? В позапрошлом году это наказание отменили, теперь только штраф 500 рублей, а если оплатил сразу — то всего 250. Вот они и катаются.

— Зачем вообще люди закатывают передние стекла — как объясняют?

— Некоторые говорят, что часто перевозят в машине деньги и хотят скрыть это от посторонних глаз, но таких мало. В основном это молодые парни, у которых нет возможности привести девушку домой, и они вынуждены уединиться в автомобиле.

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

Беседу прерывает тревожное сообщение по рации: в нескольких сотнях метров от нас произошло ДТП. В этот же момент у патрульного автомобиля останавливается какой-то водитель, говорит о том же. Немедленно выезжаем на место.

Женщину, которая ехала по Сибирскому тракту на Hyundai Accent, выкинуло из колеи на встречку, она врезалась в Renault Sandero. От удара второе авто отбросило к остановке общественного транспорта, но, к счастью, пешеходов в этот момент там не было, да и машины повредились не сильно. Сотрудники ГИБДД оперативно оформили ДТП, участники разъехались.

Как оказалось, женщина на Hyundai беременна. После случившегося она расплакалась. «Да ладно вам, всякое бывает», — успокаивает ее инспектор.

Вскоре на месте аварии появился второй экипаж ДПС и реанимация. Но помощь врачей, к счастью, никому не понадобилась. Мы возвращаемся на пост.

«А может женщина подать в суд на дорожников за плохо почищенную дорогу?» — спрашивает мой фотограф. «В теории — почему бы и нет. В документах мы прописали, что причина аварии — колея», — говорит инспектор.

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

В свободное от службы время Сергей Смаженый — обычный автомобилист и при передвижении по городу на личном Ford Focus испытывает те же трудности, что и остальные. «Как-то ехал по Серафимы Дерябиной, так меня тоже занесло на колее, причем это было летом! Хорошо, что была ночь и движение неинтенсивное, обошлось», — делится прапорщик.

— Сергей, что бы ты изменил в Екатеринбурге, кроме отношения к уборке и ремонту дорог, чтобы движение стало безопаснее?

— Много дорожных знаков у нас висит на столбах освещения и еще непонятно на чем, их плохо видно водителям, они нарушают ПДД, а потом спорят с нами. Не думаю, что это настолько трудно — установить знаки как положено.

Есть вопросы и к самим водителям. Неужели нельзя парковаться как положено, а не бросать машину во втором и даже третьем ряду! Говорят: «Мест нет». Ну как это нет?! Я сам езжу в центр по делам, когда все занято — отъезжаю подальше и дохожу до нужного места пешком. Всегда можно запарковаться — было бы желание.

А если говорить в целом о безопасности движения в России, то я бы штрафы ужесточил. Даже в странах бывшего СНГ, где прожиточный минимум ниже, штрафы больше, чем у нас. А еще, когда перестали наказывать за превышение скорости до 20 км/ч, это нарушение стало нормой. По городу все летят 80. Это хорошо, когда водитель опытный, но ведь бывают ситуации, когда ты просто не успеешь оттормозиться с такой скорости!

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

— И все-таки по моим наблюдениям, в Екатеринбурге водители в основной своей массе более, что ли, вежливы друг к другу, чем в других крупных городах…

— Согласен. Бывает, останавливаешь приезжего из Челябинска, спрашиваешь, почему не пристегнут, а он говорит: «У нас за это не штрафуют». В следующий раз смотришь — уже пристегнутый едет. У них там полицейских мало, дороги широкие, все ездят расслабленные, у нас более дисциплинированные.

— Наши, наоборот, жалуются на излишнюю активность полицейских. Когда чуть теплеет и дороги превращаются в месиво, наша редакционная почта ломится от жалоб водителей на сотрудников ГИБДД, которые «специально ждут, когда номера станут грязными, чтобы начать штрафовать».

— Это отдельная тема. Я вот, например, вожу с собой пульверизатор и после каждой поездки протираю номера. Не понимаю, что в этом сложного. А есть водители, которых просишь протереть, а в ответ слышишь: «Вы сначала улицы помойте». Такому человеку сложно объяснить, что мы не занимаемся уборкой дорог. Если водитель настолько занятой, что не находит ни минуты, чтобы следить за своим автомобилем, его остается только штрафовать.

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

— Кстати, о ремне безопасности. Есть куча историй о том, как машина попадает в аварию, не пристегнутый водитель вылетает из нее через стекло и выживает, а авто разбивается всмятку…

— Да, бывают такие случаи. Но по статистике, в серьезных ДТП все-таки чаще выживают те, кто был пристегнут. Это абсолютно точно! Опять же, если даже пострадавший вылетает из машины, он может пораниться об асфальт, его может сбить другая машина, в конце концов.

— Какие ДТП в твоей практике были самыми страшными?

— Самое неприятное для меня — это когда грузовик сбивает пешехода на трассе или на том же ЕКАД. Приезжаешь на место — и непонятно, где вообще человек, где его голова и остальные части тела… Очень тяжело такое видеть своими глазами.

«Иногда кажется, будто я сам заставляю водителей нарушать». Один день с инспектором ГИБДД

Заметив, что напарник Сергея, Денис, как бы намекая на то, что замерз и его пора сменить, подошел к «четырнадцатой», решаем закругляться.

— Последний вопрос — и мы поехали. В МВД потихоньку начинают готовиться к чемпионату мира по футболу. Например, в полицию начали приглашать «на разъяснительные беседы» футбольных болельщиков. У вас в ГИБДД тоже уже что-то предпринимают?

— Пока вроде все тихо. Мне известно, что все инспекторы должны будут уметь разговаривать по-английски, потому что этот язык международный, а в городе будет много иностранцев. У нас есть сотрудники, кто изучал его в школе. Некоторых, кстати, отправляли в командировку в Сочи на время Олимпиады. Ходят слухи, что для обучения остальных будут приглашать специальных преподавателей и проводить дополнительные занятия.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU