Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

24 сентября 2015, 09:00
Фото: Николай Ковалевский для 66.ru; архив 66.ru; 66.RU
Протопите баню градусов до 80. Наденьте что-нибудь поплотнее — можно ватничек, а можно и термобелье под пуховик. Зайдите внутрь. Плотно закройте двери.

Включите музыку погромче. Можно Sepultura, но сойдет и Kreator. А теперь начинайте быстро вращать головой против часовой стрелки, не закрывая при этом глаз. Для остроты ощущений разлейте по полу ацетон. Глубоко дышите. Упражнение повторить 5 подходов по 10 раз до полного достижения катарсиса. Получится примерно то, что чувствует неподготовленный человек, оказавшийся за рулем подготовленного дрифтового корча.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

Насмотревшись на мои уборы в финском Ивало, преподаватель, журналист, автогонщик и просто большой энтузиаст Максим Ахтямов схватился за голову и решил во что бы то ни стало дать пару уроков правильных силовых скольжений, которые заканчиваются не бруствером или столбом, а, скажем, следующим скольжением. А потом еще одним, затем — пируэтом с разворотом и еще чередой эффектных и точных скольжений. Короче, научить тому, что зовется дрифтом.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя
Максим Ахтямов, 29 лет
  • Преподаватель ЮУрГУ, автогонщик, журналист, инструктор.
  • КМС по автоспорту.
  • Зарубежные старты: американский кузовной чемпионат NASA, международная серия FIA Maserati Trofeo World Series.
  • Гоночный инженер в Volkswagen Castrol Cup 2014.
  • Финалист конкурсов GT Academy, «Гонщики», «Народный пилот», Red Bull KartFight.

Стараниями выпускников журфака «дрифт» и «дрифтер» в обиходе стали чуть ли не матерными словами, обозначающими всех недомерков, которые сбивают остановки, шумят на парковках ТРЦ по ночам, в перерывах попивая кровь нераскрепощенных девственниц и поедая младенцев.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

Дрифт — техника управления автомобилем и вид автоспорта; гонки в управляемом скольжении, преимущественно парные. Оцениваются скорость прохождения, скорость перекладки автомобиля из заноса в занос, точность, траектория и угол заноса.

На самом деле дрифт — достаточно сложная спортивная дисциплина, требующая недюжинного чувства такта, меры, размеров и степени открытия дроссельной заслонки. И грамотно настроенного автомобиля. Для начала хотя бы такого.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя
Toyota Corolla KE70
  • Мотор: 1,6 л, 16-кл., с наддувом.
  • Мощность: > 210 сил.
  • 0–100 км/ч: 6,1 сек.
  • 402 м: 14,3 сек.
  • Трансмиссия: МКПП, T50, синхронизированная; заваренный задний дифференциал.
  • Экипировка: ковши Recaro, руль Momo, шеститочечные ремни Beltenick.

Эта машина должна быть знакома зрителями «Уральской лиги дрифта»: с нее Максим начинал свои выступления. Сегодня «Королла» трудится в качестве учебного и прокатного автомобиля (в том числе для проката на соревнования), потому изрядно подустала и доживает последние месяцы перед серьезным апгрейдом. Но для первых шагов в нелегком деле легких скольжений — сойдет.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

Натягиваю комбинезон, задом наперед падаю в ковш, пытаюсь свести все лямки шеститочечного ремня на (ты когда успел вырасти?!) животе и разбираюсь в органах управления. М-да, профессиональный дрифт — это тебе не «шестёрка» с отрицательным развалом и заваренным диффом, которой ты пугаешь бабушек во дворе: ручник-гидравлика, указатель давления наддува, короткая рейка, никакой «шумки» — все для максимальной легкости и, как следствие, перформанса.

Корч изнутри: интерактив

Сначала пара прогревочных кругов, чтобы привыкнуть к аппарату. Площадка закрытая (мы же помним про превышевсегошнюю безопасность?), но поле с кюветом совсем близко. Поэтому — первая, аккуратно утапливаю газ, втораааааа!.. До двух с небольшим тысяч оборотов — олдскульный японский турболаг, а потом дрифтовая Corolla, как неистовая дура-лошадь, срывается с места. Третья — и удар по затылку такой, будто машина — мяч в тренированных руках волейболистки «Уралочки».

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

На две вниз, поворот, по-кольцевому целюсь в траекторию, неаккуратно наступаю на газ и срываю зад в моментальный занос. Через пару кругов суровый инструктор за «кольцевые» замашки будет бить меня по рукам и спасибо, что не конусом.

По большому счету дрифт, как и любой вид спорта, можно разложить на базовые элементы, которые отрабатываются простейшими упражнениями, — Макс вспоминает свои вузовские корни. Мне вдруг становится безумно интересно, сколько «лайков» собрало мое брутальное фото в комбинезоне:

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

«…Для начала мы будем осваивать разворот на 180 градусов с помощью ручника, а затем продолжим развивать рефлексы, но уже разворота на 90 градусов. Ты должен почувствовать скольжение», — продолжает вещать перед римской аудиторией старший преподаватель кафедры дрифтинга и прикладного пауэрслайдинга Максим Мавлитович.

Что-то давно я почту не проверял. Ну-ка, ну-ка, купон-скидка на наномойку с керамическим покрытием? Вау!

«…А потом тебе придется в управляемом заносе отрабатывать перекладку из скольжения в скольжение. Это так называемая восьмерка…» — никак не унимается властелин студентов.

— Все понял?
— Конечно!
— Бери разгон, держи тысяч пять оборотов и делай разворот на 180.
— Ща.

Топлю в пол, бросаю газ и… позорно улетаю в сторону поля с заглохшим мотором.

— Чё не так-то?!
— Мммм. Всё.
— Да твою *&#$*& душу *&*##^!!!
— Сначала сбрасывай газ, жми сцепление, потом параллельно начинай крутить руль и качать ручником. Не дергай до упора, а качай. Ясно?
— Ага.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

Ближайший час я проведу в жалких попытках — регулярно бросая газ, но не выжимая сцепление; поворачивая руль, не бросая газ; или поворачивая руль, но не дергая ручник. Или дергая ручник, но не качающимся движением, а дерзким рывком.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

Лучший способ понять, что ты ничего не умеющая бездарность, — попытаться повторить за человеком умелым последовательность его действий. Даже простейшую. 5 000 RPM, сброс, сцепление, угол + ручник. 5 000 RPM, сброс, сцепление, ручник + угол. 5 000 RPM, сброс + сцепление, угол + ручник. После сотой попытки ты будешь видеть на горизонте танцующих розовых зайчиков, но выполнишь разворот ровно на 179,98° и сможешь вставать в микроне от выставленного конуса. И вот уже счастливый и довольный тобой преподаватель бежит, размахивая зачеткой и с написанным «Сдал!» в глазах. Мм-да, кому-то нужен свежий воздух.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

«Так, а теперь все то же самое, но тебе надо качнуть машину, вызвать скольжение и войти в поворот строго под углом 90 градусов», — число «лайков» брутальному фото, наверное, перевалило за 4, но мне уже не очень интересно. Все равно на меня подписаны только «Барахолка Архангельск» и «Krasivie_nogti_Samara». Лучше слушать сенсея:

— Разгон, руль, ручник, коррекция, не забывай про сцепление и тормоз.

Топчу акселератор, держу 3 000 оборотов, мастерски поворачиваю руль и дергаю ручник… Теперь я понимаю, почему у «Короллы» со всех сторон на кузове вмятины. Кажется, добавилась еще одна — от конуса на бампере справа.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

Попытка №2: разгон, сцепление, ручник… Аааааа! Забыл повернуть. Еще раз. Разгон, сцепление, поворот, руль. С каждым разом полынь-трава в поле все ближе. Начинает проявляться главная проблема: мне тяжело скользить. Не физически, а морально. Вместо того чтобы с изящным powerslide пройти по намеченной траектории, я грубо корректирую возникающий занос. 90 градусов все никак не получаются. Но ведь и солнце еще — в зените.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

— Будем считать, что 180° есть, 90 есть. Теперь давай попробуем непосредственно дрифт. Езжай по кругу, постепенно открывая дроссель, и пытайся сорвать зад в занос. Сорвать — и держать.
— Максим Мавлитович, можно выйти?
— Пшёл!

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

И вот я ищу пределы своего далеко не «космонавтного» вестибулярного аппарата, попутно нащупываю грань сцепления задней оси и начинаю ее переходить. Или, по-простому, срываю зад в занос. Чуть порезче и поглубже продавил акселератор — и вот «Короллка» хлестко виляет. Спешно ловлю. Снова срываю — снова ловлю. В голове многократно слышанное от инструкторов и еще «многократнее» повторенное движение: срыв в скольжение — контрвыпад. Срыв — выпад. Срыв — выпад.

Кажется, сейчас сорвется товарищ инструктор. Потому что так делать нельзя.

Срыв в занос — контрруление. Срыв — контра. Срыв — контра. Зачет автоматом я явно не получу.

— Ты пойми, дрифт — это скольжение и только скольжение. Не надо бросать газ и отруливать, чтобы погасить его — тебе надо его развить. Сорвал — и держи. Даже если потерял управление — не бросай газ, пусть машина крутится на месте. Давай покажу!

Дрифту лучше всего учиться с нуля. Потому что в противном случае у тебя будут серьезные ментальные проблемы. Ключевая — сломать гордость и предубеждение против скольжения как такового. Что мне лично — с определенным (пусть и условным) кольцевым накатом за плечами — нереально сложно. Прежде чем стать боком и поехать, приходится становиться в еще менее приятную позу и ломать, ломать, ломать себя.

Привыкнув ездить по быстрым траекториям, только в непрерывном диалоге сознаний можно приучить себя скользить. Как будто у тебя на правом плече сидит маленький Иисус и шепчет: «Скользить — плохо! Очень плохо! Скользить — опасно! Очень опасно! Скользить — терять скорость. Не скользи, отпусти газ, прикрой дроссель». А на левом плече красный и очень адский Сатана орёт: «Мув ё эсс, мазафакер! Газу-газу-газу дай! Резче! Сорви зад в скольжение! Держи, держи, держи газ! Не бросай, скользи, круши, убивай, режь, жги!»

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

Где-то на острие этой жизнерадостной шизофрении, в борьбе между Божией искрой и Вельзевулом, рождается первый законченный пируэт. Если внутренний драйв — Мефистофель — победит, то будет и второй, и третий. К этому моменту ты уже изобьешь конус до потери пульса, да и сам начнешь терять сознание вместе с остатками обеда. Зато Вельзевул доволен: «Вот видишь, — говорит он, добродушно улыбаясь. — Все совсем не страшно».

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

Техника без опасности

Если тебе больше 17 и ты, например, не живешь с мамой на бабушкину пенсию, то все должно быть понятно без лишних слов. Мастеровитое прохождение боком кольца на Малышева — это не спорт и не молодецкая удаль, а олигофрения в стадии дебильности. Как и кручение «пончиков» на парковке «Екатерининского». Если действительно хочется научиться работать на результат, то нужны не дороги общего пользования и Гуф в колонках, а закрытая площадка и старший товарищ в роли наставника. С первым пока что туго: трасса «Кольцо Экспо» закрыта раньше времени, а до ледовых автодромов еще месяцев 5 потерпеть придется. Но если очень хочется, то найти можно всегда. Мы же нашли.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

Хау мач?

Услышав ответ на этот вопрос, многие сразу теряют голубую мечту и идут записываться в кружки шахмат, бальных танцев или футбола: тоже спорт вроде, а дешевле. Если брать нашу дневную тренировку, то расклад такой:

  • аренда машины с инструктором: 4500 руб./час,
  • бензин G-Drive'95: ~589 руб.,
  • амортизация покрышек: от 800 руб.
Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

С резиной — надо смотреть каждый случай в отдельности: мы добивали покрышки с износом 25% — это 800 рублей. Меньше износ — дороже, выше износ — дешевле.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

С сегодняшними ценами вопрос бензина должен заботить меньше всего: на дневную тренировку ушло чуть больше 500 рублей. На соревнованиях уходит несущественно больше.

Ну, а если смотреть не первые шаги в спорте, а занятия всерьез, то суммы растут геометрически. Средний ценник на готовый корч типа Nissan Silvia — от 450 000 рублей, с каркасом — от 500 000 и выше. Решения от BMW еще дороже, от Toyota — на сопоставимом с «Ниссанами» уровне.

Ну, а дальше — бездонная бочка: компрессоры, турбины, ковш такой, ковш сякой, диски летние, шины зимние, на передок диаметр такой-то, на задок — другой, арки расширить, с развалом поколдовать... На всю оставшуюся жизнь развлечение.

Сатанинское скольжение: учимся дрифту через боль, унижение и ломку себя

За помощь в подготовке материала благодарим Максима Ахтямова и команду «НАШ моторспорт».
Текст: Кирилл Зайцев
Фотограф: Николай Ковалевский

66.RU

Кирилл Зайцев