Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Полигамия поневоле: автодилеры спасаются от кризиса, создавая «универмаги»

4 августа 2015, 08:00
Полигамия поневоле: автодилеры спасаются от кризиса, создавая «универмаги»
Фото: архив Портала 66.ru; 66.RU
Некогда монобрендовые дилерские «дворцы» потихоньку превращаются в мультибрендовые универсальные автосалоны с элементами склада.

На фоне взрывного роста авторынка деньги особо никто не считал, дилерские центры росли один другого выше, больше, краше. Когда продажи обвалились вдвое (в целом) и втрое-вчетверо (по отдельным брендам), модельные ряды сократились, а клиентский трафик в сервис поредел, площади размером с поле для гольфа стали не нужны.

Из самых пафосных строек можно вспомнить салон BMW на Металлургов — на ту пору едва ли не крупнейший (!) в стране. Лучший пример того, на какой ширины ногу строились до кризиса. Сейчас продаются. 427 миллионов рублей. Торг.

В нашем регионе первыми выход нашли «Оками» и «Авантайм»: у одних через картонную перегородку по соседству с Ford (-60% по итогам 2014 г.) прописался Citroen (-61%), другие поделили шоу-рум Citroen с Jeep-Chrysler-Alfa Romeo.

На днях под одной крышей с UAZ, SsangYong и Honda открылся шоу-рум GM-Avtovaz. Параллельно стало известно, что по соседству с Peugeot на Космонавтов осенью пропишется… Volvo! Причем продажи шведского премиума пойдут не вместо, а вместе с французами. По словам одного из топ-менеджеров «УралФрансАвто», с «Пежо» расставаться они не будут, просто площадка была моно, станет мульти. Тиражи Volvo (-74% за I полугодие 2015 г., 41 шт.) не пугают: они, по словам нашего собеседника, скоро будут выше, чем у «народного» Peugeot (-86% и 74 штуки).

Продажи за полгода 2014–2015 г., по данным «Авто-Дилер — Екатеринбург»

Шаг в целом довольно резонный: диверсификация бизнеса для одних, удобство и разнообразие выбора для других. Но в автомире не всё так просто: чтобы получить дилерство марки, ты сначала должен пойти на жесткие требования импортера, отстроить по их стандартам салон. Естественно, затем пустить на площадку конкурентов позволит не каждый импортер: к мультибрендовым инициативам дилеров на местах они относятся как минимум без энтузиазма.

Тимур Алиев, глава PR-департамента «Skoda Auto Россия»:

— Среди дилеров марки SKODA есть те, которые присутствуют в мультибрендовых дилерских центрах, например, два раздельных шоу-рума с общей сервисной зоной. Стандарты марки едины и применимы для любых решений, как отдельно стоящих, так и мультибрендовых дилерских центров.
Марка SKODA готова рассматривать мультибрендовые проекты, если они будут соответствовать стандартам марки, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте в разделе «Как стать дилером».

Лояльнее других к идее мультибрендовости относятся представители масс-маркета с относительно небольшой долей рынка.

Екатерина Колесникова, PR-менеджер Mitsubishi в России:

— Мы индивидуально подходим к заявкам дилеров на разделение шоу-румов или совмещение с другими брендами, это зависит от многих параметров: площади шоу-рума, сервисных мощностей, корпоративной визуализации при совмещении и прочего. В части регионов мы подтвердили как временные разделения, так и концепцию мультибрендового ДЦ в целом. Приоритетом для нас в процессе принятия решения является сохранение высоких стандартов обслуживания, без потери качества и стандартов бренда.

Кто-то занимает более жесткую позицию и против соседства под одной крышей даже родственных брендов.

Роман Скольский, PR-директор Nissan в России:

— На настоящий момент мы не подтверждаем дилерам «размежевание» действующих ДЦ Nissan для размещения других марок. Даже под Datsun. Надо отметить, что почти все наши дилеры просят совмещение только с «Датсуном». Запросы на размещение других марок носят единичный характер.

У премиум-брендов позиция еще более категоричная. История с Volvo под боком у Peugeot здесь, скорее, отчаянное исключение.

Алексей Кожухов, директор по корпоративным коммуникациям Audi Россия:

— Несмотря на новые экономические условия, стандарты Audi не изменились: дилерские центры не берут под крыло никакие другие бренды, а сами автомобили Audi могут быть реализованы только через официальных дилеров.

Одним словом, пока представительства автоконцернов не спешат давать волю своим партнерам на местах. Но и продажи еще обвалились только вдвое, и дна не видно, и рынок в условиях кризиса живет всего лишь год, да и дилеры еще не так уж массово банкротятся.

Фото: архив 66.ru и личный архив спикеров; 66.RU