Ситуация, в которой мы закончили 2014 год, развития потребительских рынков не предполагает. Вкратце напомню: девальвация рубля чудовищная, рост цен на импортируемую продукцию разогнанный, сам импорт отдельных видов техники под большим вопросом.
Все это неминуемо отражается на автомобильном рынке: BMW, Audi, Land Rover импорт притормозили; Renault-Nissan в конце 2014-го остановили продажи даже локализованных моделей. Кто, что, а, главное, по каким ценам привезет в этом году — большой секрет даже для фирм-производителей. И привезут ли. И будут ли живы.
Но мы на 66 оптимисты, верим в лучшее и светлое. Например, в то, что до конца года шоу-румы дилерских центров заполонят новенькие автомобили всех мастей и расцветок. Пойдем в алфавитном порядке.
Внедорожный флагман Audi показали в середине декабря после многих месяцев тишины и интриги. Вот он:
Машина стала еще больше, но легче: версия с 3.0-литровым дизелем похудела сразу на 325 килограммов (хотя в разных местах встречается менее впечатляющая цифра 323 кг).
Также впервые в истории вседорожников Audi новый Q7 станет подзаряжаемым гибридом с силовой установкой на базе дизельного мотора — не зря Ингольштадт столько лет оттачивали эту схему в марафонских гонках.
В России, правда, такую экзотику ждать не стоит. У нас Q7 будет доступен с моторами 3.0 TFSI (бензин) в 333 лошадиные силы и с трехлитровым же дизелем в 249 л.с. Заказы на модель дилеры начнут принимать в конце мая.
Сроки появления: 25.05.2015.
Вторая модель возрожденного японского бренда давно не секрет: мы показывали вам ее еще на Московском автосалоне 2014 г. Изначально машина должна была пойти в серию к декабрю, позже сроки сдвинули на I квартал 2015 года.
Автомобиль представляет собой не что иное, как перелицованную и доведенную до ума «Ладу-Калину» с 8-клапанным мотором 1,6 литра и двумя трансмиссиями на выбор — механикой или автоматом Jatco, который дебютирует именно здесь. Седан on-DO, напомню, таких люксовых опций был лишен.
Чего-то выдающегося от mi-DO ждать не стоит. Как однажды в приватной беседе проболтался директор проектов Granta/Kalina Олег Груненков: «Есть много людей, которые не прочь купить Lada, но стыдятся шильдика. И они, в принципе, готовы доплатить за другой шильдик — но немного». Вот для них придуман Datsun: как бы Kalina, а как бы японец. Сработает или нет — узнаем через месяц-другой: on-DO пошел неплохо.
Сроки появления: март 2015 г.
Первым, вопреки ожиданиям, должен выйти новый Mondeo, которому к тому моменту исполнится уже три года — впервые машина была показана еще в 2012-м.
Последний этап выхода на рынок затянулся из-за локализации: производство автомобиля разворачивают во Всеволожске.
За три месяца до старта продаж нет ни спецификаций, ни комплектаций, ни, тем паче, цен. Не исключено, что какие-то моторы Mondeo будет делить с новым Focus. А для нового Focus движки собирать будут в России — на заводе Ford-Sollers в Елабуге.
По ранним данным, локализованы будут моторы в 125, 105 и 85 л.с. Возможно, топовая модификация появится и на «Мондео». Как на самом деле — узнаем в марте.
Сроки появления: ориентировочно март 2015 г.
Третий Focus пережил рестайлинг в начале прошлого года и был представлен на мотор-шоу в Женеве. К нам доберется полтора года спустя — где-то в третьем квартале 2015-го. Автомобиль будет локализован не только в плане сборки, но и оснащен двигателем отечественного производства (см. выше).
Технических спецификаций пока нет, но судя по общению с российским офисом марки, можно сделать вывод: на смену чахлым атмосферникам придут новые турбомоторы линейки EcoBoost, которые вовсю предлагаются на Focus III в Европе, но были недоступны для нашего рынка.
Возможно, до России доберется и дизель. Из автоматических трансмиссий останется преселективная коробка PowerShift.
Сроки появления: ориентировочно лето 2015 г.
Параллельно с «Фокусом» мы должны увидеть рестайлинговую версию «Фиесты». Ее предшественник, поставлявшийся к нам из ЕС, успеха не снискал из-за безумной для таких размеров цены.
Категорически непонятно, как будет сейчас: Ford специально для камбэка развернул сборку «Фиесты» в татарской Елабуге — на новеньком заводе Ford-Sollers по соседству с кроссовером EcoSport. Но, как мы видели и по более локализованным моделям, мало просто собираться внутри страны для удержания цен на фоне девальвации. Надо еще и поставщиков искать местных, чтобы не зависеть от импортных комплектующих.
Процент локализации на момент запуска конвейера коллеги из Ford мне назвать затруднились. Есть мнение, что кроме шин, некоторых других РТИ и кузовных штампов ничего российского нет, но предвидится. А если так, то конкурентную цену сделать будет трудно. Но это — головная забота Ford.
Нам же важнее, что «Фиеста» тоже получила новое лицо «а-ля Астон Мартин», кучу действительно сочных оттенков кузова. А в способностях вкусно ехать никто не сомневается: до рестайлинга Fiesta умела это лучше многих.
Комплектации, как и цены, — вопрос ближайшего будущего: на фоне финансовой нестабильности определяться с такими вопросами производитель будет в последнюю очередь. До рестайлинга Fiesta была доступна у нас с атмосферниками 1,4 (96 л.с.) и 1,6 (120 л.с.), а также дизелем 1,6 (90 л.с.).
Срок появления: ориентировочно лето 2015 г.
Сроки появления «вседорожного» Largus у дилеров постоянно переносились. Изначально Бу Андерссон обещал машину к ноябрю 2014-го, но ни в ноябре, ни в декабре ее нигде не было.
Причин может быть масса: затянувшийся конфликт АвтоВАЗа с поставщиками, проблемы с качеством деталей, сжатые сроки изготовления автомобиля, из-за чего та же Kalina Cross тоже подзадержалась.
Последние данные: Lada Largus Cross появится у дилеров в феврале 2015 года, а в производство пойдет месяцем ранее — в январе.
Не меняется техническая суть: Largus Cross оснащается 1,6-литровым мотором в 105 л.с., его клиренс увеличен на 25 миллиметров, коробка одна — механика, равно как и комплектация — тоже одна, люкс.
Сроки появления: февраль 2015 г.
Предварительный ценник — от 485 000 до 505 000.
В феврале ждем пришествие «Лады-Гранты» с новой трансмиссией — «роботом», который с осени прошлого года обкатывают на Lada Priora. Трансмиссия разработана совместно с немецкой компанией ZF и будет то ли заменять классический автомат, то ли дополнять модельную гамму наряду с ним. В любом случае Granta с АМТ на 10% экономичнее версии с МКПП и на 30% — чем машина с АКПП.
Трудно понять, как изменится цена: финального прайс-листа от АвтоВАЗа еще нет. Но если ориентироваться на «Приору», то роботизированная ее версия стоит на 33 700 дороже обычной. Если в этой сумме доплата только за трансмиссию, то примерно столько же надо в уме добавлять к цене «Гранты».
Срок появления: февраль 2015 г.
Главная и самая ожидаемая премьера наступившего года — кроме шуток! Про «Ладу-Весту» нам столько наобещали, что она просто не может провалиться. Иначе все выданные АвтоВАЗу кредиты доверия растают на глазах.
Почему мы так ждем Vesta:
Уже подтверждено: машина сохранит Х-образную выштамповку на боковинах, у нее будут диодные заводские фонари, под ее производство закуплено новое оборудование, она получит мотор Nissan на 114 сил (1,6 л) и новый силовой агрегат АвтоВАЗа в 123 л.с. (1,8 л).
Короче говоря, если у них все получится точно, в срок, без провалов в качестве и по вменяемой цене, то мы получим бомбу, которой KIA Rio и разномастные Chevrolet Cobalt не сгодятся вообще никуда.
Из трансмиссий Vesta получит все тот же «робот» АМТ, который, видимо, неспроста внедряют еще и на «Гранту»: хотят собрать как можно больше информации о поведении узла в реальных условиях до того, как он массово пойдет на «Весту».
Казалось бы, все перечисленное — далеко не инновации, это умеют делать и в Южной Корее, и в Китае. Но вспомните, что наши ребята только позавчера закончили выпускать «Классику» и «Зубилы». И от рестайлинговых «девяток» враз прыгнули к «роботам» и передовому Х-образному дизайну.
Хотя бы поэтому Lada Vesta надо ждать. На всякий случай — со скрещенными пальцами. Потому что после стольких лет стыда за отечественный автопром так хочется увидеть действительно конкурентоспособный продукт, над которым не захочется шутить и смеяться.
Срок появления: 25.09.2015 — точная дата, Бу Андерссон лично дал слово. А слово майора чего-то да стоит.
Предварительный ценник: от 400 000 рублей.
Про новый Nissan X-Trail российский офис марки пока не распространяется: неизвестны ни моторы российской спецификации, ни комплектации, ни — куда уж там — цены.
В начале декабря Nissan с помпой запустил его производство на заводе в Питере, который аккурат к постановке X-Trail на конвейер существенно модернизировали: производственные мощности теперь позволяют выпускать вдвое больше — до 100 000 автомобилей ежегодно.
Спецификации нового «Икс-трейла» — вещь вообще любопытная: в Германии, например, он продается исключительно с дизельным мотором 1,6 л, в Арабских Эмиратах — исключительно с бензиновым в 2,5 литра и 171 л.с. По какому пути развития пойдет российский офис марки — узнаем в конце первого квартала.
История этого автомобиля любопытна: в кулуарах говорят, что появление Fabia III поколения на нашем рынке — исключительно заслуга главы марки Любомира Наймана: продавил и настоял.
Дилерское сообщество очень не хотело эту машину, потому что если она появится в гамме, то появится и план продаж. А его придется выполнять. А выполнить будет непросто: новая Fabia пойдет к нам не локализованной и из Калуги, а импортной и из Чехии. Ценник представить трудно, но маленьким он точно не будет. Во что это выльется — можно спросить у «Фиесты» двумя страницами выше.
Первоначально речь шла о том, что Fabia приедет к нам уже в марте-апреле, но сейчас головной офис Skoda Rus взял паузу и будет смотреть по ситуации. Ориентировочный срок поставки — третий квартал. Если вообще не передумают. Ясность будет после новогодних праздников.
Мы с новинкой уже познакомились, поэтому если кто-то еще не почитал, не посмотрел — читайте и смотрите. Может статься, что третьей «Фабией» мы так и будем только на картинках любоваться.
Сроки появления: июль (?) — август (?) — сентябрь (?).
Вот кому надо дать приз в номинации «Воля к жизни», так это Suzuki: полторы модели в линейке, стопроцентная импортозависимость — а ведь бьются! И планируют в новом году не только выжить хоть как-нибудь, но и расшириться.
Расширяться будут за счет новой «Витары». Которая чисто технически и идеологически, скорее, не «Витара» даже, а SX4. Да, мы сами запутались.
Новая Vitara не имеет ничего общего с Grand Vitara. Которую, к слову, под наш рынок решили оставить, в то время как в остальном мире с производства убирают. Донором техники для новой Vitara послужил SX4, но не который старый, а который New SX4: от него здесь трансмиссия, подвески, панели пола, моторный отсек и сам мотор.
Привод будет передним или полным на выбор, коробки — механическими или автоматическими, а со временем должен появиться турбодизель — тоже объемом 1,6 литра.
Если старый SX4 с нашего рынка не уберут, то сложится парадоксальная ситуация: в России одновременно будут доступны две «Витары» и два «Эс-Икса». Не запутаться бы.
Срок появления: август 2015 г.
Кроме этого с разной долей вероятности на нашем рынке должны появиться:
Новый хетчбэк от Nissan (предположительно назовут Tiida):
Официально машина еще даже не объявлена, но руководство ИжАвто еще год назад проболталось, что пусконаладочные работы по запуску второй модели Nissan. Первой, напомню, была Sentra.
Точно будет — только не пойми когда — обновленная Jetta. В разное время речь шла то о I квартале 2015 г., то о летних месяцах. Прогнозировать никто не берется.
Mazda летом будущего года, вроде как, все-таки собирается привезти в Россию компактный кроссовер СХ-3. А вот соплатформенную «двушку» — нет. Почему — можно спросить у «Шкоды-Фабии».
По традиции в конце каждого такого ежегодного обзора мы задаем вопрос, какая из автоновинок в наступающем году вам наиболее интересна.
По итогам прошлогоднего голосования приз зрительских ожиданий взял Porsche Macan. Что ж, ждали не зря: автомобиль вышел изумительным. Давайте посмотрим на него еще раз и в движении.
Видео: Кирилл Зайцев; фото фирм-производителей; 66.RU