Если с ходу отринуть мантру «мы нефтедобывающая страна…» и посмотреть здраво, то ответ на вопрос «Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?» найдется сам собой. Но сначала посмотрим соотношение (хоть это и в корне неверно) динамики цены на отечественную нефть марки Urals и средних цен на бензин по Екатеринбургу с начала этого года.
* по данным 66.ru и «Наанс медиа»
Да, действительно: нефть идет верным курсом «на полшестого», бензин по чуть-чуть, но подрастает. Почему «в корне неверно» смотреть такой график? Розничная цена на бензин складывается из доброй дюжины факторов, из которых хоть в процентном, хоть в абсолютном значении непосредственно сырье занимает не самую большую долю.
* по данным Российского топливного союза
Сравните: «переработка», «акциз», «НДС, «НДПИ» и «налог на прибыль» вместе взятые с легкостью перекрывают «Себестоимость добычи». В структуре конечной цены все это занимает совокупно 63,18%! Еще короче:
Даже при сокращении сектора «Себестоимость» строка «Налоги» никуда не денется. А это в первую очередь акцизы, которые повышаются дважды в год, и налог на добычу полезных ископаемых. Ко всему этому нефтяники платят экспортные пошлины и другие сборы и взносы разной степени тяжести.
А теперь фокус-покус: с 1 января 2015 налог, например, на добычу вырастет почти на 5% (с 647 до 679 руб./тонна), акцизы на бензин — на 10% (с 9 416 до 10 358 руб./тонна). Вот почему падение цен на нефтепродукты если и отыграется со временем на стоимости топлива для конечного потребителя, то незначительно.
66.RU