В конце марта один видный в городе автомобильный бизнесмен сказал мне: «Думаю, машины подорожают до конца года на 10%». Прогноз сбылся с опережением: по сравнению с январем многие ходовые модели подорожали уже вплоть до 15%. Причем это наблюдается даже в самом демократичном и самом русском сегменте — «нашемарок» — и близких к ним по цене «китайцев».
Модель | Январь | Ноябрь | Прирост, руб. | Прирост, % |
---|---|---|---|---|
Lada Granta | 279 000 | 289 000 | 10 000 | 3,58 |
Lada Priora | 344 900 | 375 400 | 30 500 | 8,84 |
Lada Largus | 339 000 | 398 000 | 59 000 | 17,4 |
Chery Indis | 359 000 | 374 000 | 15 000 | 4,17 |
* по собственным данным Портала 66.ru
Как видим, популярный румыно-тольяттинский универсал за 11 месяцев подорожал на 17,4% разом! В чем дело, сборка ведь российская? А детали-то от платформы В0 — импортные, зависимые от курсов валют.
Granta и Priora в этом плане от импорта зависят меньше, им и флаг в руки. Хотя прибавка 30 500 у базовой «Приоры» — чересчур для машины, которой лет немногим меньше, чем многим из наших читателей. Сравнительно малое удорожание «Чери» можно объяснить курсом юаня: тот подрос, конечно. Но не до такой степени, как пара евро/доллар.
Модель | Январь | Ноябрь | Прирост, руб. | Прирост, % |
---|---|---|---|---|
Chevrolet Aveo | 487 000 | 549 000 | 62 000 | 12,73 |
Chevrolet Cobalt | 434 000 | 483 000 | 49 000 | 11,29 |
Volkswagen Polo | 458 700 | 469 900 | 11 200 | 2,44 |
Geely Emgrand | 439 000 | 469 000 | 30 000 | 6,83 |
KIA Rio | 499 900 | 509 900 | 10 000 | 2,004 |
Nissan Almera | 429 000 | 459 000 | 30 000 | 6,99 |
Peugeot 301 | 455 900 | 499 900 | 44 000 | 9,65 |
Citroen C-Elysee | 455 900 | 494 900 | 39 000 | 8,55 |
Иначе как адским рост цен на бюджетный Aveo не назовешь. Причем сборка — отечественная, нижегородская. Тем не менее с начала года корейский седан вырос в цене на 62 000, став абсолютным рекордсменом рейтинга бюджетных автомобилей.
Узбекский Cobalt тоже не радует, но там хотя бы какая-то видимость импорта. Теперь понятно, откуда у бренда такие чудовищные потери продаж — минус 37% только за 9 месяцев.
Ощутимо подорожала парочка 301/C-Elysee родом из солнечной Испании. Хотя тут волноваться можно меньше всего: машина — неликвид, у дилеров всегда в избытке «спецверсий» и «предложений-только-сейчас», когда залежалые на складах автомобили раздают с дисконтом до 30 000. То есть почти по цене начала года.
Удивляет вазовская Almera все на той же тележке В0: подорожала пусть и не как Largus, но весомо. А вот Rio лукаво подешевел: если глянуть в каталог сейчас, то начальной ценой будет указана 399 900. Дело в том, что осенью у Rio появилась новая, усеченная и опрощенная, комплектация — без кондиционера и прочих плюшек базовой версии. Тот, который сопоставим с январским Rio, зовется теперь Comfort AC и стоит от 509 900.
В рейтинг сознательно не взят его близнец — Hyundai Solaris. Последний в июне пережил рестайлинг, и сравнивать его с январской версией не совсем корректно. Внимательный читатель, знающий раздел «Тест-драйв» наизусть, воскликнет: «Как же так?! Ведь Rio тоже обновляли — технически». И будет чертовски прав! Только модернизации подвергся Rio с мотором 1,6, а вот стоковый 1,4 остался без перемен.
Volkswagen Polo на калужском конвейере давно, и глубина локализации у него достаточная: в России делаются и кузовные штампы, и детали интерьера, и колеса, и много чего еще. Поэтому за одинннадцать месяцев он прибавил каких-то жалких 2,44%.
Модель | Январь | Ноябрь | Прирост, руб. | Прирост, % |
---|---|---|---|---|
Chevrolet Cruze | 534 000 | 628 000 | 94 000 | 17,6 |
VW Jetta (1.4+DSG) | 800 000 | 879 000 | 79 000 | 9,87 |
Mazda 3 (1.6+MT) | 645 000 | 664 000 | 19 000 | 2,94 |
Skoda Octavia (1.4+DSG) | 816 000 | 882 000 | 66 000 | 8,008 |
Аналогичная история: локальная сборка без глубокой локализации компонентов не помогает удержать цену. Яркий пример — парочка Octavia и Jetta: в абсолютных значениях прирост за 11 месяцев — на уровне трех средних зарплат по городу! А ведь оба седана собираются в Нижнем Новгороде — на ГАЗе.
Опять все плохо у Chevrolet: питерский «Круз» прибавил 94 000 разом! И это — абсолютный рекорд по всему рейтингу. Даже автомобили классом выше как-то поумереннее в аппетитах. Если руководство GM не включит все возможные рычаги, то 37-процентное падение этого года может обернуться 60-процентным — в 2015-м. Можно спросить у «Форда», как поскорее достичь днища.
Модель | Январь | Ноябрь | Прирост, руб. | Прирост, % |
---|---|---|---|---|
Chevrolet Niva | 449 000 | 469 000 | 20 000 | 4,45 |
Renault Duster | 479 000 | 492 000 | 13 000 | 2,71 |
Subaru XV | 919 000 | 999 000 | 80 000 | 8,7 |
Opel Mokka (1,8 AT) | 930 000 | 1 015 000 | 85 000 | 9,13 |
Suzuki SX4 CVT 4×4 | 949 000 | 969 000 | 20 000 | 2,10 |
KIA Sportage 2,0 AT | 1 119 900 | 1 099 900 | -20000 | -1,8 |
Hyundai ix35 2,0 AT | 1 109 000 | 1 128 900 | 19 900 | 1,79 |
Магия с тележкой В0 продолжается: Duster, построенный на той же платформе, что и Largus, и Almera, за неполный год прибавил всего 13 000, или 2,71%. Есть мнение, что процент локализации компонентов для московского «Автофрамоса» выше, чем в Тольятти. И там, где у «Дастера» пластиковые панели или проводка отечественного производства, у «Ларгуса» — импортные. Оттого и такая разница в динамике.
|
---|
Хотя ценообразование — вещь весьма мутная: логистика и объемы продаж значение имеют немалое. |
Чуть сильнее «Дастера» подорожала «Шнива» — всего на 4,45%. Что на фоне всех остальных Chevrolet — ни о чем. А вот больше всех прибавили в цене чисто импортные кроссоверы — Subaru XV и Mokka.
Подозрительно мало подрос новый SX4. Есть подозрение, что символический прирост в 20 000 сделан на те экземпляры New SX4, которые были ввезены еще до Крыма и Донецка: объемы продаж изначально были мизерны, может статься, что машины стоят на складах дилеров с начала года, а «+20 000» сделано лишь для того, чтобы было от чего торговаться. Это не данность — это гипотеза. Но посмотрите выше, что бывает, когда меняется ценник на совсем новую машину (Mokka), которую везут из-за рубежа.
Интересная история с парочкой Sportage/ix35. Оба обновились в конце прошлого — начале этого года и оба должны бы демонстрировать идентичную динамику — вплоть до процента. Но процент-то один, а вот вектор — разный: Sportage, судя по сегодняшнему прайс-листу, подешевел на 1,8%, а Hyundai на тот же 1,8% подорожал. Надеюсь, это не ошибка в записях за январь и KIA реально подкладывает свинью «брату» симметричным демпингом.
Ключевой вопрос: что будет дальше? Будет только хуже. В российском представительстве Nissan Порталу 66.ru сказали, что «прогнозы сложно давать. Мы смотрим на рынок. Если совсем все будет плохо, будем повышать цены». В российском офисе Audi сказали, что «ответа на вопрос о ценах пока нет».
Представительство Volkswagen оперативно комментарий дать не смогло, их коллеги из Skoda Rus в оценках сдержанны: «Мы смотрим на ситуацию на рынке, на конкурентов и принимаем соответствующие решения», — говорит Тимур Алиев, глава отдела по связям с общественностью российского представительства «Шкоды».
Одним словом, российские представительства пока не готовы говорить о ценообразовании — особенно на 2015-й, когда станет заметен отскок евро. По сути, те машины, которые продаются сейчас и будут подвезены в ближайшие недели — месяц, законтрактованы до исторического скачка доллара и евро. Произведены — и того раньше.
Совсем не смешно будет в тот момент, когда повышение курсов валют отыграется на производстве и конечной стоимости продукта. Как бы мы не проснулись в январе 2015-го с приростом еще процентов в 10–15%.
Авторынок тогда точно накроется.
Фото: архив 66.ru; 66.RU