Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

8 апреля 2014, 11:00
Фото: архив 66.ru; 66.RU
Ты ушла от нас не просто в расцвете лет. Ты даже зацвести не успела.

СМИ похоронили «Марусю», официальные лица компании молчат. Но это по большому счету уже неважно: проект был нежизнеспособен изначально, а последние годы не подавал даже признаков активности.

Весть о «клинической смерти» Marussia Motors разнеслась с форума популярного ресурса cardesign.ru, сообщение было подхвачено и растиражировано всеми федеральными СМИ.

Фатыр Чурек, пользователь cardesign.ru:

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

— Сотрудники уволены (без выплаты з/п за последние два месяца), часть переходит в НАМИ.
Говорят, Фоменко разос***я с «Кортежем», а частных инвестиций нет с прошлого года — денежки тю-тю. Говорят, что группа компаний Marussia пока продолжает существование. Хотя, как я уже писал, практически весь персонал (дизайнеры, инженеры) уволен.

Официальных комментариев не последовало, что, впрочем, неудивительно: активность топ-менеджеров «Маруси», в первую очередь экс-шоумена Николая Фоменко, в последние годы пошла на спад, публичные появления макетов суперкара также прекратились давно.

Может быть, несколько месяцев спустя мы услышим, что инвесторы продали проект российскому правительствуза символических три тенге или что-то такое. Не суть важно. Факт в том, что за 7 лет существования проекта были слова, немного дизайна, опять слова, пара ходовых прототипов, много слов, выступления на выставках в Европе, снова слова, проект в «Формуле-1», вновь много слов — и никакого выхлопа. С 2007 года ни одного товарного автомобиля покупателям так и не было отгружено. Оттого в комментарии «уволенных анонимных сотрудников» компании верится как-то очень легко.

Пока первые лица компании собираются с духом, чтобы сделать хоть какое-то официальное заявление, мы решили поковыряться в архивах и восстановить хронологию невзлета первого русского спорткара. Важные вехи мы проиллюстрируем МВФ (Мыслями Великого Фоменко), взятыми из его интервью нашему Порталу 2010 года.

Николай Фоменко, идеолог проекта:

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

— Marussia — это совершенно инновационный продукт, в производстве которого применяются технологии, которые в России до нас никто и никогда не применял. Автомобиль — без всякого «если» — уже выпускается в России, Москве.

2007 год, зарождение Marussia Motors

Классик «Русского радио» Николай Фоменко совместно с инвесторами Андреем Чеглаковым и Михаилом Медведевым объявляют о создании компании Marussia Motors.

Николай Фоменко:

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

— Мы начали с производства спорткаров, потому что спортивные автомобили тащат за собой всю отрасль. Так было всегда: автоспорт — это полигон для экспериментов, для тестирования новых технологий и конструкторских решений.

2008 год, декабрь: премьера Marussia B1

Двухместное приземистое купе, силовой каркас варится из металлических труб прямоугольного сечения, панели кузова — не то из углепластика, не то из базальта. Двигатели обещали от Cosworth — знаменитых английских мотористов. С 2,8-литровым турбодвигателем «Маруся» до первой сотни должна была разгоняться за 3,8 сек. Правда, это все на словах и на бумаге. Журналистам машину покататься так и не дали, хотя обещали ездовую презентацию на французском треке «Поль-Рикар». Как сейчас помню, директор по маркетингу «Маруси» Константин Андреев обещал позвонить мне и позвать туда в октябре 2010 г. Звонка жду до сих пор.

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

2010 год, весна-лето: открытие шоу-рума в Москве и премьера кроссовера F2

Не успев запустить в серию спорткар, Фоменко со товарищи анонсировали «убийцу» Audi Q7 — Marussia F2. Это четырехдверное подобие Tahoe и Escalade должно было оснащаться ГЛОНАСС-навигатором и даже DVD-плеером. В том же году открылся шоу-рум компании в Москве, Фоменко решил двинуться в регионы — ходили слухи об открытии салона даже в Екатеринбурге. Правда, единственное чего мы дождались — это показ «Маруси» на первом в истории «Иннопроме». Фоменко сам не приехал, но оптимизмом блистал и на расстоянии.

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

2010 год, ноябрь: покупка команды F1

Под палящим солнцем Абу-Даби было объявлено о том, что Marussia Motors покупает у Ричарда Бренсона (Virgin) значительный пакет акций команды-аутсайдера Virgin Racing. Новое имя команды — Marussia Virgin Racing, что в самом нейтральном переводе звучит как «Маруся девственница гоночная».

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

Marussia давно уже не Virgin, но ни одного очка в F1 до сих пор не заработала.

Шаг довольно неожиданный: незадолго до сделки Фоменко целился в гоночные чемпионаты попроще.

Николай Фоменко:

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

— В следующем году мы планируем вывести машину Marussia в чемпионат GT и серию Le Mans, чтобы в конце концов однажды посадить своих людей в болиды «Формулы-1».

А дальше наступило длительное затишье. В Москве вроде как заработал завод с проектной мощностью 300 машин в год, но товарных автомобилей, которых якобы продано 19 штук, никто и нигде в глаза не видел.

2012 год, любовь к Путину и партнерство с Valmet

Мелкосерийная сборка в России не соответствовала наполеоновским планам творцов спорткара. Да и экономически целесообразнее было доверить производство тем, кто в этом хоть что-то понимает. Потому в марте 2012 года было объявлено о партнерстве с финским заводом Valmet, на мощностях которого производились другие, ныне тоже мертвые, передовые машины — Fisker Karma. В финском Уусикаупунки должны были собирать Marussia B2 — уже где-то с 2013 года. Сейчас на сайте Valmet Automotive никакой информации о «Марусе», кроме ссылки на российский сайт, нет.

О серийных перспективах и продажах Фоменко распространялся мало, на людях появлялся редко. Гораздо словоохотливее он был, когда речь заходила о президенте Путине. Фоменко даже снялся в проморолике старого-нового президента перед выборами. Кто-то расценил это как странную смену курса. Действительно, ведь еще недавно Николай Фоменко всячески открещивался от помощи со стороны российского правительства, напирая на то (и гордясь тем), что Marussia — компания на 100% частная.

Николай Фоменко:

— Мы занимаемся собственным проектом создания российских автомобилей Marussia, на которые не тратится ни единый бюджетный рубль, над которым работают увлеченные люди, способные создавать настоящий инновационный продукт, а не просто вколачивать гвозди.

Что к чему, стало ясно год спустя.

2013 год, Фоменко и «Кортеж»

Довольно стремительно начал набирать обороты проект российских автомобилей для первых лиц государства. По нему должны были быть созданы лимузин и машины сопровождения под общим заголовком «Кортеж». Marussia Motors не сразу, но стали партнерами проекта и собирались выпускать автомобили все для того же Путина.

Из пресс-релиза Marussia Motors:

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

— Вторая часть проекта предполагает выпуск серийных автомобилей премиум-класса для продажи частным лицам и в корпоративные парки. В том числе в государственные организации и ведомства. В тесной кооперации с «НАМИ» группа компаний Marussia произведет комплекс работ, связанных с реализацией проекта: маркетинговое планирование, разработка инженерных решений, узлов и агрегатов. В частности, Marussia полностью разработает два автомобиля — лимузин Marussia L2 и внедорожник Marussia F2, которые дополнят производственную программу компании. Автомобили планируются к выпуску на территории РФ и продаже через дилерскую сеть Marussia. Целевая дата начала производства автомобилей — 2018 год.

Ну согласитесь, лихо? Первый русский суперкар, первая российская команда «Формулы-1», участие в суперпроекте для первых лиц государства. Ну ведь крутой же взлет! Только где все это? Суперкар обещанные десятки клиентов в глаза не видели, команда болтается в конце турнирной таблицы, изредка зажигательно вспыхивая посреди трека, «Кортеж» тоже только на бумаге. 7 лет фонтанирования и анонсов без видимых и осязаемых результатов — это ли не успех?! Никто теперь не скажет, что русские ничего не могут. Еще как! Делать прототипы, снимать красивые картинки и показывать их на выставках.

Marussia слезы льет: поминаем лихом первый российский спорткар

Удивительнее другое: по оценкам специалистов, в создание и продвижение бренда Marussia было вложено порядка 100 миллионов евро. Огромная сумма, особенно по меркам мелкосерийного автопрома. Фоменко гениален как минимум в одном — он смог уговорить серьезных инвесторов поверить в свои фантазии.

Теперь можно продать проект властям за 1 евро.

Фото: архив 66.ru, marussiamotors.ru

66.RU

Кирилл Зайцев