Обнуление пошлин на ввоз электромобилей в страны Таможенного союза оживления в этом секторе рынка не вызвало. Да и вряд ли вызовет: предложение мизерное, цены по-прежнему высокие, инфраструктура нулевая.
В России официально можно купить только пару моделей полноценных электромобилей. Точнее, даже одну: Mitsubishi i-MiEV. Хотя их большие и малые конкуренты не оставляют надежд на освоение этого рынка. Так, в прошлом году одна российско-китайская компания пробовала вывести на наш рынок забавный электрический Matiz по смешной цене и с большим запасом хода — E-Car GD04A / GD04B.
|
---|
И пусть внешность цельнотянутая с Daewoo Matiz 1-го поколения, зато запас хода от полной зарядки у этого электромобиля составляет от 30 (зимой) до 150 километров (в теплое время года), а стоил он от 400 до 700 тысяч в зависимости от комплектации. i-MiEV в это же время стоил 1,8 млн рублей. |
Проект — гимн интернационалу и безумству храбрых: кузовы завозились из Китая, гелиевые батареи — из Турции, а сборка осуществлялась чуть ли не в подмосковных Мытищах. Там же был открыт и первый дилерский центр. Получилось как с Ё-мобилем, только лучше: тот вообще до конвейера не дожил, этот просуществовал почти год и успел пережить модернизацию силами российских энтузиастов. Говорят, под конец жизненного цикла за счет новых батарей и трансмиссии запас хода вырос до 400 километров, а максимальная скорость — до 100 км/ч. Увы, сейчас фирма «Дамер» приостановила выпуск и продажу этих электрокаров. Объявление на сайте обещает, что это временно.
Вот кого точно ждем в наших краях уже летом — это Mitsubishi PHEV, Plug-In Hybrid Electric Vehicle. На него японцы возлагают огромные надежды. Во-первых, Россия для них первый по значимости рынок сбыта. Во-вторых, с отменой ввозных пошлин на электрокары «электрический Outlander» может получиться очень конкурентным по цене.
Занятный факт: одну такую машину мы застукали на улице Блюхера ранней зимой. PHEV был на иностранных номерах и с японцем за рулем. Позже дилеры нехотя нам подтвердили, что да, японские инженеры тестируют машину в условиях низких температур, пытаясь адаптировать различные системы для успешной работы в российских условиях. Перехватить испытателей и поинтересоваться, увы, не успели, но сам факт много говорит о глубине подхода Mitsubishi к выводу автомобиля на наш рынок.
|
---|
Вот так Mitsubishi PHEV выглядит в разрезе: на передней и задней оси установлено по электродвигателю. Каждый отвечает за свою пару колес. То есть полный привод здесь реализован без классического карданного вала, муфт или межосевого дифференциала — два двигателя крутят 4 колеса. Батарея под полом в режиме «чистого электромобиля» дает запас хода в 55 километров. Но эта цифра может быть и больше, потому что у PHEV есть ДВС. Правда, работает он не как обычный двигатель, а исключительно в роли генератора. Когда запас аккумуляторов иссякнет, мотор включится и будет запасать в них энергию снова. В режиме «батареи + ДВС» запас хода обещан на уровне 800 км. С колесами напрямую ДВС, к слову, не связан — их крутят только электромоторы, поэтому Mitsubishi не лукавит, когда называет этот Outlander «электромобилем», а не гибридом. |
Продажи в России начнутся, вероятнее всего, ближе к сентябрю — после премьеры машины на Московском автосалоне. Хотя по нашим данным, тестовые экземпляры появятся у дилеров чуть ли не в начале лета — завлекать покупателей бесшумной работой и низким расходом топлива. Цены станут известны ближе к продажам: с такими колебаниями валют ценообразование, скорее всего, еще непонятно даже самому производителю. Так и получается, что фирменный серийный электромобиль на нашем рынке, по сути, до сих пор один.
Mitsubishi i-MiEV в Екатеринбурге стали продавать почти два года назад. Знаете, сколько штук было продано с тех пор? Одна. И та не в частные руки, а электросетевой компании — для опытов: посмотреть, как он ведет себя в реальных, приземленных условиях, а также опробовать на его примере внедрение станций экспресс-зарядки.
|
---|
I-MiEV, как и другие электромобили, можно заряжать и от бытовой сети. Если у вас в гараже есть розетка или если через три удлинителя и переходник вы запитаете его от розетки в квартире. Но от бытовой сети этот электромобиль будет заряжаться 8–10 часов до 100%. Все потому, что ток в домашней сети переменный, мощность для быстрой заправки маловата. У станций экспресс-зарядки ток постоянный, поэтому заправка почти моментальная — всего полчаса. Правда, аккумуляторы заряжаются только до 80% — для увеличения ресурса батареи. |
Коммерческого использования пока нет ни у i-MiEV, ни у зарядной станции. И тот, и другая — тестовый проект, в скорый успех которого не верят даже в ЕЭСК. От станции пока даже заправляться за деньги нельзя — спрос буквально нулевой. Хотя, если появится владелец такого автомобиля, говорят в ЕЭСК, то запустить коммерческое использование станции труда не составит.
|
---|
Расплачиваются за заправку такими вот картами. Наличкой или банковскими — не предусмотрено. |
Почем заправка в терминале? В ЕЭСК не считали, ибо нет спроса. Но можно оглянуться на Москву, в которой зарядных станций уже несколько десятков, получасовой цикл заправки там стоит 11 рублей. У нас в городе от бытовой сети получится ровно в два раза дороже.
Зарядка от станции | Стоимость зарядки, дневной тариф | Стоимость зарядки, ночной тариф |
---|---|---|
~ 11 руб.* | 47,52 руб. | 22,4 руб. |
* Цена ориентировочная, с оглядкой на практику Москвы.
На сколько точно хватает полной зарядки? Испытания машины за два года показали следующие цифры: в теплое время года со стабильными температурами и с 80-процентной зарядкой от экспресс-станции i-MiEV хватает на 100 километров пути. Заявленный запас хода — 140 км, и при 100-процентной заправке батарей в это верится.
|
---|
Помимо просто автоматического режима, у i-MiEV есть суперэкологичный, который нереально душит акселератор, и рекуперативный, в котором только убрал ногу с педали газа — начинается активное торможение двигателем с запасанием кинетической энергии торможения в батареях. |
В адские холода, когда столбик термометра опускается ниже 20 градусов, батарея садится буквально на глазах. По словам испытателей, минувшей зимой поездка от угла Ельцина — Челюскинцев до Московской — Радищева и обратно съела почти весь заряд.
|
---|
Для экспресс-зарядки используется стандартный разъем, общий для всех серийных электромобилей. Для зарядки от бытовой сети нужен огромный переходник. |
Но даже 100 километров от заправки до заправки — запас солидный. Можно весь город по кругу объехать на два раза! Даже если вы живете, скажем, на Шефской, работаете, например, на Крестинского, в течение дня вам зачем-то понадобилось заехать на Металлургов, а оттуда нечистая сила понесла вас на Сортировку, после чего вы наконец-то вернулись домой — это 49,5 километров.
То есть полного заряда ценой 22,4 руб. по ночной таксе хватит на два дня таких вот разъездов! А если Металлургов и Таватуйская вам даром не нужны, то в режиме «дом — работа» можно кататься с одного конца города на другой шесть раз на одной зарядке. И, теоретически, за месяц поездок на работу вы потратите всего чуть больше 89 рублей на ночную зарядку. Ну, и еще рублей 20, чтобы в выходные съездить в аквапарк и за колбасой. Сто рублей в месяц на электричество вместо тысячи на бензин — заманчиво, а? И вот тут мы подходим к тому самому «но».
По конструкции i-MiEV на самом деле довольно примитивен. Это очень простая микролитражка А-класса, у которой есть сиденья, рулевое колесо, кондиционер и магнитола. В нем чуть больше 3 метров длины, условно четырехместный салон и багажник системы «бардачок». Да, он передовой и технологичный, но это маленький тщедушный хетчбэк А-класса.
* Основные компоненты можно рассмотреть на интерактивной панораме.
А стоит он, знаете, сколько? Даже после обнуления пошлин на электромобили Mitsubishi i-MiEV обойдется вам в 999 000 рублей. Это две «Фабии», Passat на «тряпке», Actyon с автоматом, Camry на распродаже со скидкой или Renault Latitude, который все равно не покупают, и вам еще приплатят, чтоб его забрали.
Давайте представим, что автомобиль примерно такого формата вам нужен. И посчитаем, сколько лет разница в цене между бензиновой малолитражкой А-класса и такой же, но электрической, будет отбиваться на стоимости бензина. Для сравнения возьмем близкий по габаритам Peugeot 107. Пятидверный. В топовой комплектации Active и (гулять так гулять!) с роботизированной коробкой. Литровый 107-й с РКПП обойдется вам в 532 000 рублей, i-MiEV с автоматом — в 999 000. Паспортный расход топлива «Пыжика» в смешанном цикле (4,5 л/100 км) мы умножим на два — чтоб с запасом. В сутки, для примера, с севера на юг города и обратно вы наезжаете 32 километра, 160 км за рабочую неделю, еще 40 километров по выходным. Итого — 200 км в неделю, 800 — в месяц. АИ-95 по городу в среднем стоит 32,85 руб.
Peugeot 107 | Mitsubishi i-MiEV | |
---|---|---|
Затраты на топливо в день | 2,5 литра за 84,4 руб. | 4,5 кВт*ч за 6,4 руб. |
Затраты на топливо в неделю | 18 литров за 591,3 руб. | 32 кВт*ч за 44,8 руб. |
Затраты на топливо в месяц | 72 литра за 2365,2 руб. | 129,6 кВт*ч за 179,2 руб. |
Годовые затраты на топливо | 864 литра за 28382,4 руб. | 1555,2 кВт*ч за 2150,4 руб. |
Стоимость автомобиля | 532 000 рублей | 999 000 рублей |
Итак, начальная разница в цене между двумя автомобилями — 467 000 рублей. На эти деньги маленького «Пыжика» можно заправлять АИ-95 на протяжении 16 с половиной лет. На этом тему электромобилей предлагаю закрыть. С нефтяной иглы они нам если и помогут слезть, то не сегодня, не завтра и не через год. Там, глядишь, еще какие-нибудь надбавки отменят, себестоимость упадет, розничные цены понизятся — и поедем в светлое будущее.
66.RU