Переводом автомобилей на газ занимаются десятки фирм и фирмочек в городе. Но вокруг этого типа топлива до сих пор существует много стереотипов. И это несмотря на то, что многие автопроизводители типа Honda и Volkswagen не брезгуют ставить ГБО прямо с конвейера.
Наш случай прозаичнее: с конвейера машина идет с мощным, но прожорливым атмсоферным V6, мириться с которым хозяину надоело. А хозяина мы знаем не понаслышке: героем нашей рубрики «Тест-драйв» он становился еще 4 года назад.
|
---|
Виктор Панов, собственник фабрики «Евромебель» |
Устав кормить нефтяников и ездить от заправки к заправке, Виктор решился на установку ГБО, предварительно изучив мнения владельцев. О своем опыте пусть расскажет сам — от первого, так сказать, лица.
— Первое, зачем я решился на это переоборудование, — увеличить запас хода. Стандартного бака хватает на 400–500 километров, а не всегда на таком расстоянии друг от друга есть заправки с качественным топливом. До этого хотел установить дополнительный бак (тысяч двадцать рублей с установкой), как альтернатива — ГБО. Оно при монтаже стоит дороже, но при последующей эксплуатации выходит дешевле ровно вполовину.
Был еще вариант установки метанового оборудования. Но пропан — это газ, который нам достается при переработке нефти; а метан — природный газ, который мы гоним в ту же Европу. По стоимости установки разница получается двукратная. Цена баллонов тоже существенно разнится: метановые более крепкие, более дорогие. Столитровый баллон (влезает по факту около 27 кубов) обойдется где-то в 35 000 рублей, аналогичный пропановый (емкостью 100 литров) обойдется почти в 10 раз дешевле.
|
---|
Ценообразование метана регламентировано законодательно: куб этого газа ограничен в росте, куб не может стоит больше, чем пол-литра самого низкооктанового бензина в регионе. В нашем случае это АИ-80. Стоимость пропана официально ни к чему не привязана, но обычно за литр просят примерно половину от цены литра 92-го. |
Я поставил итальянское оборудование и баллон, который компактно встал в автомобиль, не занимая пространство в багажнике — объем 80 литров, но заправочный объем порядка 65 литров, всегда остается какой-то запас.
По моим расчетам, на сэкономленном топливе установка ГБО отобьется за полгода. Мои среднемесячные расходы на бензин колеблются в районе 10–15 тысяч рублей. Соответственно, при том же пробеге сейчас я трачу вдвое меньше.
Бензин заливаю по мере надобности. За две недели после установки ГБО в баке находился тот бензин, который я залил до визита на сервис. Бака бензина с учетом автозапуска может хватить на месяц — все зависит от эксплуатации. Запас хода сразу вырос вдвое: на обоих видах топлива, думаю, запас хода теперь составит не меньше 800 километров. Так что можно будет уезжать в труднодоступные места и не бояться застрять без топлива.
ГБО ставить не боялся. Почитал отзывы, как происходит эксплуатация оборудования на подобных машинах, с какими люди сталкиваются трудностями. Единственное, что настораживало, — после установки требуется время на донастройку, поиск оптимальных характеристик. В общем, народ на «Ленд-Крузерах» с газом проезжает и по 500 000 километров. В итоге можно позволить себе сжечь машину и на сэкономленные деньги купить новую, потому что даже за 300 000 пробега выгода получается под миллион.
По динамике сейчас трудно судить, потому что зима, лед. По внутренним ощущениям, все на прежнем уровне. Единственное — двигатель стал работать более эластично, более мягко. Даже переключения АКПП поменялись: рывки исчезли, все происходит мягко.
С поиском АГЗС трудностей не испытывал. Тем более слышал, что скоро на всех АЗС «Газпромнефть» можно будет заправляться и бензином, и газом тут же. Думаю, после этого народ массово пойдет ставить ГБО.
О массовой установке ГБО все знает этот человек — Александр. В процессе калибровки оборудования для FJ Cruiser мы попросили его подробнее рассказать нам об особенностях аппаратуры и ее настройки на конкретной машине и некоторых других.
|
---|
Александр Максименко, собственник установочного центра Elitegas |
— На этой машине стоит газовая система с двумя редукторами. Мы установили дополнительную тепловую изоляцию, усиленные форсунки, потому что автомобиль довольно мощный. Оборудование разных производителей отличается друг от друга тонкостями программного обеспечения, «железом», настройками.
— Бывают форсунки «скорострельные», у них ходимость двести тысяч, бывают форсунки, которые требуют специального обслуживания раз в 60 000 км пробега. Оборудование порой может быть и хорошего бренда, но приспособлено оно под работу в других климатических условиях, нежели наши, суровые.
|
---|
«Дополнительная тепловая изоляция, которую мы установили, производителем не предусмотрена, потому что в Италии температуры стабильнее и жизнь счастливее. Мы стараемся термостабилизровать газ. То есть чтоб летом он не нагревался от окружающего воздуха, зимой — не охлаждался. Датчики температуры корректируют плотность газа, но чтобы разбросов не было, мы последние года четыре используем специальную теплоизоляцию». |
— Практические все автомобили проходили через наш сервис, и если появляются новые, мы начинаем подбирать оборудование. Бывает такое, что тип впрыска на какой-то машине пока что не поддерживается. Тогда нет возможности подобрать под него ГБО. Это касается некоторых японских автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка. В Европу они не поставляются, соответственно, итальянские инженеры не могут сделать оборудование под такие двигатели. Но это бывает очень редко.
Статья расхода | Цена, руб. |
---|---|
Работы по установке и настройке | 11 500 |
Оборудование BRC | 36 500 |
Литр газа | 12,5-15 |
Месячный пробег | Затраты на бензин, руб/мес | Затраты на бензин + газ, руб./мес. | Экономия, руб./мес. | Экономия, % |
---|---|---|---|---|
2 000 | 12 000 | 1500 + 5200 | 5 300 | 44% |
По самым скромным подсчетам, работы по установке оборудования и само ГБО отобьется в нашем примере за 9 месяцев. А если учесть скачки роста цен по полрубля-рублю в неделю, то и того быстрее.
|
---|
Текст: Кирилл Зайцев |
66.RU