Раздел Авто
12 февраля 2014, 09:00

«До центра за сотку!»: тестируем приложение для вызова такси iTaxio

Последние несколько дней наш «рулевой» редактор неожиданно (в первую очередь для себя) проработал ночным таксистом. Попутно пользовался услугами других мобильных шоферов-энтузиастов.

— Приехали! Денег не надо.
— Что, даже 100 рублей не возьмете?
— Нет. Я сегодня как тест-пилот. Считайте это подарком к пятнице.

Ни я, ни мой пассажир и подумать, наверное, не могли, что скачивание приложения для смартфона обернется такой забавной поездкой.

Заказ такси через приложение на смартфоне — провозвестник наступления XXII века — правду говорю. Может, я просто невезучий, но почти каждый вызов «шашечек» через call-центр оборачивается головной болью: ожидание ответа в часы пик может доходить до десяти и более минут, а самолет (или, там, начало вечеринки) ждать не могут.

Периодически бывая по делам в столице, приучил себя заказывать такси через интернет — соответствующее приложение установил еще году этак в 2011-м. Все ждал, когда что-то толковое появится у нас. Кажется, появилось — iTaxio. Пока в режиме бета-теста, но вполне рабочая версия.

При изучении магазина приложений для Android выяснилось: есть не только версия для клиентов, но и для водителей-фрилансеров! Второе приложение скачал просто за компанию — не думал, что реально им воспользуюсь.

Повод воспользоваться клиентской частью iTaxio назрел довольно скоро: тарифы перевозчиков нашего аэропорта гуманными не назовешь, в паре обзвоненных компаний время ожидания ответа оператора «составит…7….минут». А уехать надо сразу после выхода из самолета. Открываю приложение, два клика, 3 минуты поиска свободного водителя — и вот голубая «Нексия» уже ждет меня, пока я еще иду по трапу. Цена вопроса — 300 рублей, времени на поиск и заказ машины — меньше 5 минут. И примерно столько же кликов.

Клики 1–2: задаем пункты «А» и «Б», номер сотового для кода подтверждения заказа

Клики 3–4: рассчитываем стоимость заказа и, если согласны, вбиваем в специальное поле код подтверждения

Клики 5–6: смотрим статус заказа, данные водителя, ждем подачи

При ловкости рук и устойчивом соединении с сетью заказ уложить можно и в меньший, чем пять минут, период. Многое будет зависеть от того, сколько водителей сейчас на проводе и как быстро они откликнутся на заказ. В моем случае рекордом была подача «Хонды Джаз» к офису: водитель откликнулся за 1 (!) минуту ровно. В ту же минуту, судя по СМС, и подъехал. Караулил, что ли?

Впервые столкнулся с тем, что маршрут следования такси к клиенту можно отследить по карте! iTaxio использует картографию «2ГИС», содержащую весьма актуальную информацию. Скорость подгрузки фрагментов карты зависит от стабильности коннекта в том или ином районе города.

Увы, не везде и не всегда заказ происходит быстро. И вообще происходит. Знакомые, которые параллельно со мной тестируют приложение, жаловались, что порой заказать такси удается только с четвертой попытки, а не четвертого клика. Все зависит от того, сколько всего водителей сейчас на проводе. Их может быть два десятка, а может и два. Просто два. И тут мы подходим ко второй части iTaxio — приложение для водителей.

iTaxio Driver

Своего штата шоферов у iTaxio нет: все на добровольных началах. Работа приложения организована по принципу социальной сети: регистрируешься в качестве водителя, когда хочешь — заступаешь на смену, получаешь заказы, выполняешь их.

Регистрация витиеватая, но это логично: безопасность. Для работы таксистом потребуется заполнить данные прав, паспорта (включая страницу с пропиской), полиса ОСАГО, загрузить свою фотографию. У меня все сканы есть в телефоне, но это необязательно — фото необходимых документов можно сделать прямо из приложения. Ехать в офис для подписания договора не придется: после проверки данных оператором можно приступать.

позитивная подпись Ассоциации с социальными сетями вызывает и главная страница приложения. Фото на аватарку надо выбирать с умом: его будут видеть ваши клиенты!

Настроек не очень много: можно подредактировать свои данные, задать параметры «ночного режима» интерфейса. И все, пожалуй. Гораздо важнее перед началом работы залезть в настройки своего смартфона и, помимо определения местоположения по мобильным сетям и Wi-Fi (если точки попадутся на пути), включить GPS. Несмотря на повышенный расход батареи, при включенном GPS координаты будут определяться точнее, и система будет предлагать оптимальные (ближе к вашему фактическому местоположению) заказы.

Старт работы очень простой: открываешь новую смену и ждешь заказы. Они подбираются исходя из твоего положения в городе. Как-то, пока я стоял в пробке на 1-м километре, поймал два заказа с Артинской. Выбрать можно и самому — из нераспределенных заказов.

На свой первый заказ я, сказать честно, забил. Не потому что ленивый — просто клиента ждать пришлось слишком долго, а дозвониться до него не смог. Как пунктуальный таксист приехал ровно в назначенное время и стал ждать. На 5-й минуте терпение начало лопаться, на 10-й минуте попробовал выйти с заказчиком на связь (недозвон), после 15 минут ожидания уехал.

После того как выберешь и подтвердишь заказ, выдвигаешься к клиенту. По прибытии подтверждаешь, что ты на месте. Пошел счетчик ожидания клиента.

Остальные заказы выполнял уже прилежнее. Правда, там время ожидания пассажиров не превышало 9–10 минут. Судя по общению с ними, к приложению iTaxio пока относятся как к диковинке. Некоторые не верили, что кто-то за ними реально приедет, несмотря на то, что мое передвижение можно проследить по карте.

Начало и конец поездки отсчитывает секундомер, отдельно можно задать отсчет ожидания. В прайс-листе он никак не отражен, на итоговой стоимости поездки простои пока никак не сказываются.

Во время выполнения заказа приложение может показывать водителю маршрут к месту назначения двумя способами: по карте или «легендой» — текстовым описанием пути («200 м — направо, километр прямо, 300 м — круговое»). Мне удобнее оказалось пользоваться сторонним навигационным приложением — из-за наличия в нем голосовых подсказок. Все-таки во время движения смотреть лучше всего на дорогу.

Пока что все заработанные деньги идут в карман водителю — iTaxio как оператор своей маржи с поездок не имеет. Я тоже не взял. Не потому что гусар, а потому что опыты провожу.

Финансовая сторона

Изначально я предполагал, что за основу расчета стоимости поездки iTaxio берут среднюю цену по городу. Оказалось, нет. По словам создателей, объективным такое среднее арифметическое быть не может, потому что в последнее время на рынке много компаний, предоставляющих услуги такси внутри района. Цена поездки там весьма низкая (50–130 рублей в пределах района), что сильно отличается от общей картинки по диспетчерским службам в городе. Поэтому была установлена минимальная планка стоимости поездки — 120 рублей за дистанцию до 2 километров. С 20 февраля по 28 февраля эта сумма снижается до 23 рублей, а водителям за каждый выполненный заказ в этот период будет доплата по 200 рублей на QIWI-кошелек.

При превышении минимальной планки в 120 рублей стоимость километра пробега будет уменьшаться. Получается такая прогрессивная шкала: чем дальше ехать, тем ниже стоимость километра пробега. Чем ближе ехать — тем он будет стоить дороже.

Примерный маршрут Дистанция Цена Стоимость километра пробега
Север — юг (Бакинских комиссаров — Крестинского) 14 км 290 рублей 20,71
Запад — восток (Металлургов — Высоцкого) 12 км 240 рублей 20
Центр — Сортировка (Малышева — Маневровая) 10 км 220 рублей 22
Эльмаш — Юго-Запад (Таганская — Волгоградская) 14 км 270 рублей 19,28
Внутри района, Уралмаш (Кузнецова — Кировградская) 2,5 км 130 рублей 52

Понравилось ли мне таксовать по вечерам? Если брать во внимание простоту организации и минимум телодвижений со стороны водителя, то процесс этот интересный и полезный для кошелька: знай себе тыкай в экран телефона и принимай заказы. Без особого напряжения за 3–4 часа работы можно наездить на 680 рублей (мой рекорд за вечер из четырех поездок).

Понравилось ли мне iTaxio с точки зрения клиента? Да. Интерфейс простой и ясный, быстродействие на моем смартфоне системы «лопата» более чем приемлемое. Подтормаживания карты в некоторых частях города спишу на проблемы со связью, погоды они не сделали, скорее, заставили послать пару лучей ненависти моему оператору.

Из негативных моментов отмечу глюки с дозвоном из приложения: сначала я не мог дозвониться до клиента, позже клиент — до меня. Что до долгого ожидания, на которое жаловались мои товарищи-тестеры, то это вопрос времени: чем больше в системе будет зарегистрированных водителей, тем оперативнее они смогут реагировать. Так что немного подождем и пожелаем этому полезному стартапу роста. По всем фронтам, кроме тарифного. Как пассажиру укладываться в пределы 300 рублей за поездку мне понравилось!

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.