Раздел Авто
30 октября 2013, 08:30

Владимир Рябухин, СК «Цюрих»: «Женщины средних лет водят аккуратнее»

Владимир Рябухин, СК «Цюрих»: «Женщины средних лет водят аккуратнее»
Фото: 66.ru
О чем говорят мужчины за обедом? Ничего нового: финансы, автомобили, женщины. Классика жанра, даже если ваш собеседник — глава уральской дирекции международной страховой компании.

Депутаты второй год обсуждают, что нам делать с ОСАГО. И, по всей видимости, примут новые правила, согласно которым вырастут выплаты по «железу», пострадавшему в ДТП, а также по жизни и здоровью участников ДТП. Об этом, а также о стагнации авторынка и женском поведении мы пообщались с Владимиром Рябухиным — директором уральской дирекции СК «Цюрих».

— Насколько рынок ОСАГО реально убыточен? Для вас, как для компании, это терпимо за счет перераспределения финансовых ресурсов с других видов страхования?
— Лет 10 назад был период, когда ОСАГО было интересно всем компаниям. Практически все игроки рынка готовы были участвовать на любых условиях. Но за 10 лет выплаты росли, а тарифы не особо менялись — уровень взносов несопоставим с уровнем выплат в любом случае, и такой бизнес по умолчанию является убыточным. Ряд ключевых игроков в последнее время совсем изменили свой подход к рынку ОСАГО. Например, даже ведущие компании выводят свои центры урегулирования за пределы крупных городов.

— Зачем они это делают?
— Для всех есть ситуация неопределенности, связанная с грядущими решениями Думы. Они не дают уверенности в том, что сохранится тот пограничный уровень убыточности, за которым бизнес остается хоть сколько-нибудь привлекательным.

— Но ведь вместе с увеличением выплат и тарифы неизбежно поднимутся.
— Тарифы не вырастут. Вырастет тарифный коридор…

— Что за тарифный коридор?
— Обсуждается возможность менять тарифы ОСАГО на усмотрение страховой компании. И дальше все будет зависеть от ответственности и последовательности страховой компании: захочет — увеличит тариф, не захочет — не увеличит. А найдутся безответственные игроки, которые не увеличат, несмотря на объективную необходимость. Всегда найдутся: в Китае страховых компаний порядка 70 штук, а в России немногим менее 500! Свои сиюминутные задачи без демпинга они решить не смогут. Придется или уйти с рынка, или быть поглощенными конкурентами.

— Сколько компаний уйдет с рынка, если ОСАГО с новыми правилами станет совсем убыточным?
— Зависит от того, как закон будет реализован. Если тарифные коридоры для компаний введут — это одна ситуация; если не введут, а только увеличат выплаты — совершенно другая, степень риска выше. Я не пророк, не могу сказать, сколько уйдет с рынка, но это будет значительный процент.

— И все-таки. Зачем компании выносят центры регулирования убытков, уходя из крупных городов на периферию?
— Вот вы страхователь. Имеете право обратиться в свою страховую компанию, а можете — в СК виновника. При этом размер вашего убытка может быть очень разным, а возмещение идет по средней региональной ставке. Компания в этом случае интересных для себя клиентов может сегментировать, принимать или не принимать. Если ваш убыток большой, неинтересный, то вас могут пригласить в центр регулирования где-нибудь в Нягани. Потому что, по закону, в субъекте Федерации такой офис может быть один и где угодно. И вы вряд ли поедете в Нягань — вы пойдете в другую страховую компанию за возмещением… Не буду давать моральную оценку такой схеме, но мы так не делаем.

— Зачем вообще городить весь этот огород с увеличением выплат по ОСАГО? Ведь не первый год существует такая отличная вещь, как ДСАГО — расширенная страховка автогражданской ответственности. И логичнее эту опцию раскачивать, продвигать, чем на законодательном уровне увеличивать выплаты по авариям в принципе, что может привести к существенному росту тарифов.
— ДСАГО не бесплатно. А вот увеличение выплат по ОСАГО — это такая… больше социальная мера, направленная на защиту граждан. И без всякого дополнительного продвижения ДСАГО пользуется спросом, и продолжит им пользоваться даже после увеличения выплат по ОСАГО, потому что всегда аварии чреваты ущербом, на который базового покрытия не хватит.

— В этом году я заметил, что страховые компании снизили сумму покрытия по расширенной страховке. Если еще в 2012-м я мог застраховать автогражданскую ответственность на дополнительные полтора миллиона, то теперь у многих СК эта цифра на уровне миллиона и не больше.
— — Многие столкнулись с мошенничеством по ДСАГО. И отреагировали на это. Кто-то сделал более широкую линейку тарифов, где можно было более гибко выбрать стоимость продукта, а кто-то снизил предельный лимит ответственности.

— На днях, страхуясь для выезда за рубеж, краем уха услышал, что бланков ОСАГО всем желающим не хватает. Почему так происходит?
— В России разная ситуация с убыточностью ОСАГО в зависимости от региона. Там, где бизнес идет лучше, где он прибыльнее, СК перераспределяют объем бланков в пользу более прибыльных регионов за счет менее прибыльных.

— То есть у нас, в Свердловской области, бизнес по ОСАГО менее прибыльный, чем в каких-то других регионах?
— Чем больше дефицит бланков, тем менее привлекателен рынок для страховой компании.

— На авторынке наблюдается определенная стагнация. Такие проблемы с продажами автомобилей на рынке страхования сильно сказываются?
— Я бы уже говорил не о стагнации, а о падении авторынка. Мы отмечаем снижение продаж по всем классам, кроме, может быть, премиального класса автомобилей — там я бы не сказал, что какая-то однозначно негативная тенденция. Если говорить о среднесрочной перспективе, для нас падение авторынка некритично. Потом что драйверы роста для рынка страхования — не в КАСКО. Это в первую очередь личное страхование, имущественное, страхование опасных объектов — мы на них сосредоточены. От КАСКО мы никуда все равно не денемся, и тот финансовый уровень, которого мы достигли, позволяет говорить, что мы научились управлять убыточностью КАСКО, спокойно сохраним нужную долю рынка при любом повороте событий.

— Судя по сегментации рынка, почти всегда хорошо продавались машины бюджетные и среднего класса. Почти все — в кредит, и банки навязывали КАСКО как обязательное условие выдачи кредита. Машины какого сегмента чаще страхую сейчас? Это по-прежнему «Логаны» и «Поло»?
— В принципе, страхование, не вмененное и не вынужденное, растет. Имеет ли оно разный эффект в зависимости от ценовой категории авто — если честно, не анализировали. Даже самому интересно стало.

— И напоследок. По страховой статистике, кто хуже водит — мужчины или женщины? То есть по кому страховых выплат больше?
— Молодые девушки водят похуже, а вот лучше всех — и даже мужчин — водят женщины среднего возраста.

— Это которые? Те, что едут 40 км/ч там, где можно 60?
— Если брать широко, то это женщины 25–40 лет. С точки зрения аварийности и частоты попадания в аварии именно такие женщины самые надежные водители.

Фото автора
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.