Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

11 сентября 2013, 09:00
Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»
Фото: Анастасия Вяткина для 66.ru
Дотошная и вдумчивая Анастасия Вяткина прокралась за кулисы самой успешной ралли-рейдовой команды планеты и готова поделиться с читателями нашего портала секретами кухни мастеров КАМАЗа.

Триумф России в мировом автоспорте пока связан только с этими неубиваемыми татарскими парнями. 17 лет доминирования и 11 титулов в самой сложной гонке планеты — это даже значимее, чем бронза Виталия Петрова на гран-при F1 в Австралии и эпизодические подиумы россиян в WRC.

Первую победу команде «КАМАЗ-Мастер» принес Виктор Московских в 1996 году на ралли-рейде Гранада — Дакар. Маршрут марафонской гонки год от года менялся, переехав даже из Африки в Южную Америку. Но доминирование россиян оставалось и остается беспрекословным.

Но успехи — это потом. А начиналось все в далеком 1989 году, когда у таможенников по пути из Испании в Африку не нашлось для этих машин стандартного определения. «Три автомобиля русского происхождения», — записали в итоге в документах. Тогда еще никто не знал, что через несколько дней эти грузовики будут лететь над барханами. Лететь к одному из первых международных успехов.

Пески Дакара сдались нашим парням не сразу. Но сдались! Фото: архив команды

Герои

История «КАМАЗ-Мастер» насчитывает 25 лет. Сейчас команда — трехкратный обладатель Кубка мира по внедорожным ралли-рейдам, неоднократный призер и одиннадцатикратный победитель трансконтинентального супермарафона «Дакар», отмеченного высшей категорией сложности, трехкратный победитель международного ралли «Шелковый путь».

Сегодня в составе команды «КАМАЗ-Мастер», созданной Семеном Якубовым и полностью сформированной из камазовских спортсменов, 5 обладателей Кубка мира, 10 мастеров спорта международного класса, 10 заслуженных мастеров спорта, 8 мастеров спорта, 8 кандидатов в мастера спорта. Это самый звездный состав команды за всю историю отечественного автоспорта.

В Набережных Челнах они народные герои, почетным считается даже постоять рядом. «Такой команды в мире больше нет», — говорит о них президент Татарстана. Уникальность команды в том, что она единственная сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики под своим брендом и выступает на них же в соревнованиях. Для подобной работы имеется хорошо продуманная и организованная структура, которая включает в себя необходимые функциональные звенья, объединенные в Некоммерческое партнерство «КАМАЗ-Автоспорт».

Пламенный мотор

Четверть века мотором команды был Семен Якубов. Нет сегодня в истории российского автоспорта более легендарного и титулованного спортивного менеджера, чем он. Его соратник Николай Бех, доктор технических наук, профессор, в 1991–1997 гг. бывший гендиректором КАМАЗа, уверен, что именно настойчивость Якубова сыграла особенную роль в становлении легенды.

Николай Бех:

— Без настойчивости Якубова вряд ли бы получилось то, что получилось. Это ведь очень непростое дело — создать команду и 25 лет подряд, из года в год, кропотливо и настойчиво ее развивать. Якубов у нас такой седой не зря! Он у нас как Штирлиц был. Я их всегда на Дакар провожал с надеждой. Польза для КАМАЗа гигантская, тут и проверка конструкций, и реклама более чем убедительная.

Уйдя на пенсию, свой пост Якубов оставил Владимиру Чагину, самому яркому представителю камазовской школы спортивного мастерства. Якубов был лучшим в мире штурманом гоночного грузовика, Чагин обладает непревзойденной пока никем в мире международных ралли-рейдов в классе грузовиков техникой спортивного пилотирования. Рядом с Чагиным ощущаешь мощную харизму, энергетику лидера и абсолютную уверенность. Чувствуешь даже — у штурвала суперпилот.

позитивная подпись Слева Владимир Царь Чагин. Он уже как Михаэль, но еще не как Лёб. В том смысле что семь дакаровских титулов у него есть, но до девяти не дотянул — завязал с пилотированием, сосредоточившись на других аспектах жизни команды.

На Дакар-2013 команда выходила с некоторыми сомнениями. Основные конкуренты, TATRA и IVECO, мощно прокачали свои автомобили, прибавили в мастерстве и пилоты. Три боевых машины вышли на старт гонки в Аргентине. Три боевых машины доехали до финиша, три КАМАЗа, три призовых места. Четвертый экипаж почти в это же время одержал победу на Africa Race. Из таких побед и складывается легенда. Такими победами она продолжается.

«Без булдырабыз!» — сказал о команде первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. «Мы это можем!» — в переводе на русский. Волю идти вперед «КАМАЗ-Мастер» показал еще в 1993 году, когда пожар уничтожил цех двигателей КАМАЗа. Все программы развития, исследования и образцы забрало пламя. Николай Бех тогда взял кредит под дикие проценты, программа развития превратилась в программу выживания. Но — выжили. «Без булдырабыз!»

На расстоянии метра

Сейчас «КАМАЗ-Мастер» базируется в огромном собственном цеху. «Вот они, наши КАМАЗы», — из коридора наград, сверху, показывает Ильгизар Мардеев, начальник производства Некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт», серебряный призер Дакара в 2007 году, заслуженный мастер спорта России, мастер спорта международного класса.

Любимый вопрос недалеких пираний диктофона «А что тут от КАМАЗа родного?» здесь не любят. Понятное дело, стоковая машина гонку вряд ли выиграет. Есть компоненты импортного производства, есть разработки КАМАЗа и собственные ноу-хау команды. Интересные решения из спортивного цеха идут в отдел серийных машин.

  • Кабина, кузов и рама — КАМАЗ, Россия.
  • Мосты — Susi, Финляндия.
  • Раздатка — Steir, Австрия.
  • Сцепление — SACHS, Германия.
  • Тормоза — Wabco, Бельгия.
  • Амортизаторы — Reiger, Голландия.
  • Кардан — Tirsan Kardan, Турция.
  • Шины — только Michelin. Другие просто не выдерживают такой нагрузки и взрываются.

Под тентом — огромный бак на тонну солярки. Заправляют самой обычной, с любой заправки. Многие годы КАМАЗ был верен двигателям Тутаевского и Ярославского моторных заводов. Были удачные и не очень эксперименты с американским мотором CUMMINS. Сейчас используются силовые агрегаты отечественного поставщика и новые варианты.

Силовой агрегат на этой машине — не от ЯМЗ и даже не американский CUMMINS. Команда экспериментирует с немецким LIEBHERR.

Отдельный предмет гордости команды — машины техсопровождения. Гонку выигрывает команда, и «быстрые технички» в этом играют не последнюю роль.

Внутри все — от инструментов до душевых кабин. Есть и жилые трейлеры. В них жизнь протекает по принципу «кто первый спать — того и лавка», никакой субординации между пилотами и механиками, все равны.

Рядом с огромными КАМАЗами на обособленной зоне ведется работа над различными элементами конструкций боевых машин, «техничек» и спортивных багги. У них там своя атмосфера.

Тестовый полигон команды расположен напротив Набережных Челнов, на берегу Камы. Чтобы выехать на полноценные тесты машин, приходится перекрывать дорогу и просить отдыхающих покинуть зону тестовых поездок. У самой воды начинается грунтовая дорога, потом она петляет по лесу и ложится параллелью пригородному шоссе.

Длина — всего несколько километров, но здесь собран весь внедорожный ад, с которым только можно встретиться на ралли-рейдах. Зато в самом цеху «КАМАЗ-Мастера» для команды созданы максимально комфортные условия.

Вот взять, к примеру, столовую. Выполнена она в духе стильного кафе, там варят отменную солянку за 32 рубля и подают говяжий бефстроганов за 28.50. А компот? С вас 11 рублей.

У команды есть отличный тренажерный зал с бассейном и сауной. Три раза в неделю нужно проходить обязательную тренировку. И не просто качать много железа, а правильно заниматься по методике доктора Бубновского. Спортсмены постоянно сталкиваются с перегрузками и даже травмами позвоночника, поэтому применение кинезиотерапии здесь оправдано и необходимо.

В физкультуре по Бубновскому, тренировках и силе воли кроется залог боевого состояния экипажей «КАМАЗ-Мастер». Энергетики и стимуляторы на тренировках и гонках здесь табу, Red Bull — только наклейка на кузове.

Примерное годовое содержание команды обходится в 3 миллиона евро. Для сравнения: за эти же деньги можно купить, к примеру, футболиста Аршавина. Только футболист Аршавин годится в лучшем случае для рекламы чипсов, а с вложениями в «КАМАЗ-Мастер» на выходе получаются победы в сложнейших мировых соревнованиях, статус национальной легенды и экспериментальная работа на благо КАМАЗа.

Кастинга в пилоты тут не бывает, чаще всего ситуация складывается сама собой. Карьерный путь «от механика в чемпионы» здесь прошел и сам Владимир Чагин. Камазовская молодежь своими стремлениями показывает, что хочет сесть в кресло пилота-штурмана, а опытные наставники в боевых условиях тестируют претендентов.

Вид на кабину снизу. Силовой каркас, приборы, гоночные ковши.

«Я считаю, что лучше растить своих пилотов, чем брать легионеров. Это наша гордость: все мы ― русские, едем на российских автомобилях. Наши ребята лучше понимают свой грузовик, бережно относятся к машине, знают все ее слабые места. Если мы начнем приглашать иностранцев, значит, мы перестанем верить в свои силы», — неоднократно озвучивал журналистам Владимир Чагин HR-подход команды.

Жизнь измеряется в Дакарах

В 2012 году в свет вышла уникальная коллекционная книга об истории «КАМАЗ-Мастер», доверительный рассказ о команде.

Во вступлении Сергей Якубов своей рукой написал:

— Секрет побед и сила этого коллектива, пожалуй, в том, что люди, привыкшие измерять жизнь Дакарами, каждый свой новый год начинают с чистого листа. Именно поэтому они всегда — гроза для соперников, именно потому легенда продолжается.


Почитать книгу можно на сайте команды, а увидеть еще больше фото из похода в гости в их мастерскую — в фотогалерее ниже:

Анастасия Вяткина для Портала 66.ru

Набережные Челны, август'13