Владелец серебристого Lexus IS настолько беден, что не нашел в своем кошельке полтинничек-соточку, чтоб заплатить за парковку в офисном центре. Расположенная в семи минутах ходьбы перехватывающая ботаническая парковка тоже вне пределов его досягаемости. В итоге — тротуар перегорожен, пешеходы маневрируют змейкой между ним и его товарищем — таким же нищим автомобилистом на Range Rover.
Дело происходит в округе Машинной — Цвиллинга. Мы с капитаном полиции Александром Соседковым наблюдаем за этой немой сценой с экрана «Паркона». Улов за один проезд составил 10 машин разом — в скором времени владельцы получат постановления и облегчатся на полторы тысячи разом.
![]() |
---|
Принцип работы прост: два объектива камеры фиксируют общий и крупный планы — с машиной нарушителя и окружающей обстановкой и отдельно госномером. Есть как фото-, так и видеорежимы работы. Данные сохраняются на карту памяти формата SD. Иллюстрация фирмы-производителя |
Нарушения ПДД фиксируются в автоматическом режиме: «фотограф» только прописывает адрес для более точной привязки и запускает работу прибора.
Кривая парковка фиксируется сразу по нескольким видам нарушений: остановка или стоянка под запрещающими знаками, парковка на газоне, пешеходном переходе, тротуаре. Места расположения запрещающих знаков прошиваются в «мозги» фиксатора заранее и регулярно обновляются. Далее прибор ориентируется по ГЛОНАСС-приемнику: если машина зафиксирована в зоне действия знака — штраф.
![]() |
---|
Этот автомобилист вроде и не под знаком встал, но на тротуаре. Штраф! |
Не штрафуют пока за парковку на газоне: программа такого нарушения в «Паркон» зашита, но сезон вносит коррективы — пока не совсем понятно, где начинается газон, а где еще тротуар. Поэтому штраф выписывается как за остановку или стоянку на тротуаре.
Сезонность вообще сильно осложняет жизнь: номера на припаркованной машине должны быть ясно различимы. Иначе автоматика его просто не считает.
Из-за этой проблемы наш заезд по Ботанике обернулся практически ничем: из десятков припаркованных вкривь, вкось, побоку и на газоне заснять удалось только четверых. Остальные номера электроникой не воспринимались.
Примечательно, что неподалеку от нарушителей есть вот такая стоянка. С (конечно же) кучей свободных мест.
Зная о невозможности штрафовать машины с грязными номерами, автомобилисты выдумывают разные способы сделать номера нечитаемыми. Вот тут, например, «зашифрован» код региона — без него программа номер не воспримет.
А вот тут — еще остроумнее: госномер на время отлучки хозяина прикрыт «защитной» табличкой.
Иные, рассказывает мне товарищ капитан, обматывают регистрационные знаки тряпкой. Кто-то изолентой подклеивает «недостающие» черточки к цифрам и буквам.
А дальше самое интересное: «Мне несложно, я могу выйти и тряпкой номер протереть», — делится Александр Соседков. — «Доходит до смешного: как-то я не заметил водителя внутри, пошел с тряпкой протирать номер, чтобы зафиксировать нарушение. Протер и только потом увидел, что водитель-то за рулем. У него на лице такой шок был написан: инспектор просто так подошел и почистил ему номера!».
Не просто так, конечно. Расплата за грязный номер придет вместе с письмом счастья, стирая весь эффект неожиданности.
![]() |
---|
Владелец этого грузовика получил уже не менее 15 постановлений. Машину до сих пор не убрал, штрафы получать продолжит. |
Протирка номеров инспектором, конечно, крайняя мера. Делается в тех случаях, когда грязь еще не сухая (чтоб не поцарапать) и когда нарушение слишком уж грубое и явное.
В отдельных случаях «фотограф» с «Парконом» выходит из патрульной машины и снимает нарушителей вручную. Так было у нас, например, в районе Малышева — 8 Марта и на Шварца, где число любителей парковки на тротуаре превысило все разумные пределы.
За сутки даже в такой грязный сезон набегает примерно по 100 зафиксированных нарушений. Когда станет чище, число это вырастет. Возможно, в разы.
После объезда карта памяти с отснятым материалом передается в центр автоматической фиксации правонарушений на Степана Разина. И уже оттуда разобранные снимки разлетаются по автомобилистам.
![]() |
---|
Круговорот «автоматических» штрафов в природе выглядит вот так. Иллюстрация фирмы-производителя. |
Пока по городу работают три «Паркона» в тестовом режиме. После того, как управление ГИБДД соберет всю необходимую информацию, будет приниматься решение — закупать еще или нет. Ходят слухи про планы по закупке еще ста фиксаторов. А 100×100 — это до 10 000 зафиксированных нарушений в день получается. Может, такие меры отобьют желание парковаться как попало?
За помощь в подготовке материала благодарим управление ГИБДД МВД РФ по Екатеринбургу
Фото: Кирилл Зайцев; 66.RU