Синий L&M круче красного «Бонда», купание с похмелья лечит, алгебра — сакс, а историк круче всех; 1 курс был ошибкой, а апрель 2006 очень грязным, от Киевской до Павелецкой — 16 минут, дальше электроном, но пиво дешевле всего в Шереметьево; овощи в холодильнике испортятся, квартплату не успел, и Димку с днем рожденья не поздравлю; Хой жив, Танька лучшая, страховка в сейфе, пароль 2208, некому забрать; мама, прости; Кришна, ты ведь существуешь, да? Помоги, а.
Всю жизнь успеваешь прокрутить на ускоренной перемотке, пока тебя вниз головой катают на скорости далеко за двести. Пока кишки поднимаются к горлу, а в глаза летят то небо, то рельсы, граждане по соседству срывают горло криком, но мне даже губы раздвинуть страшно.
Formula Rossa — единственное стоящее развлечение в этом алом раю имени суперкаров из Маранелло. Не знаю, как там со статистикой инфарктов и непроизвольной дефекации в полете, но пускают в вагонетку всех желающих. Под лозунгом «Почувствуй перегрузки гонщика F1». Я-то с радостью, но процессом бы самому управлять при этом. А не доверяться бездушной электронике.
Не получится: тебя придавливают брусом безопасности, пристегивают тонким ремешком, а потом швыряют из катапульты с нуля до двухсот за какие-то жалкие 5 секунд. Первая сотня набирается быстрее, чем в Bugatti Veyron — за 2 секунды ровно. Используется почти такая же катапульта, которой запускаются военные самолеты с авианосцев. Ощущения соответствующие. Ни один нормальный мозг и организм такую резкость, динамику и перегруз зафиксировать не в состоянии. Ты только что был в точке «А» — и вот ты уже только что в точке «Б», начинаешь взлет под углом 90 градусов к земле на вершину в несколько десятков метров.
Оттуда тебя бросают с такой же оглушительной скоростью вниз и начинают катать под очередным острым углом. На этот раз не перпендикулярно только, а параллельно земле. В этот момент, наряду с воспоминаниями о волжском «Дюшесе» и батоне за полтора (нарезной, целый, теплый), ты представляешь, как вываливаешься из кабинки и начинаешь кувыркаться между этой паутиной конструкций. Голова — в крошку, а руки-ноги забавно дергаются, как в физической модели Ragdoll компьютерных игр десятилетней давности. Max Payne 2, мне 15, перелом ключицы, в школу не пойду, кайф.
Земля и небо продолжают чередовать друг друга, мелькая одновременно то в одном глазу, то в другом. Заявленная скорость — 240 км/ч. Но на очередном витке заворота карусели Rossa кажется, что миллиард. Тело яростно бунтует, мозг ведет диалог с самим собой:
— Все просчитано. Работали спецы. Доедешь живым.
— Доехатьбыдоехатьбыдоехатьбы.
Доехали! Весь процесс занимает от силы секунд 50. По факту — чуть меньше двух минут. Но за это время ты проживаешь еще одну жизнь и выходишь наружу с опытом веков и мудростью столетий.
В курилке группа наших туристов. Дымят, смотрят с балкона на очередную порцию предынфарктников в красной повозке и наотрез отказываются идти. Солидарен: ничего страшнее я в своей жизни не испытывал. Но… Спускаюсь вниз, выстаиваю очередь в 65 минут, сажусь и снова ловлю эти ощущения от ускорения 0–240 км/ч за 5 секунд, перегрузки, ветер, рвущий рубаху на груди и приливы крови от головы к пяткам и от пяток к голове.
Для половозрелых Formula Rossa в парке развлечений Ferrari World — единственное стоящее развлечение. Остальные — сугубо для детей и подростков: подуть на себя вентилятором в «аэродинамической трубе», помочиться водой внутри нарисованного V12, покататься в вагонетках через Флоренцию до Сицилии да поменять колеса настоящей машины F1 на время. Вроде, и забавно, но без малого 2 000 рублей отдавать за это жалко. Отбивают стоимость билета вот эти 240 км/ч и музейные экспонаты.
Сразу у входа нас ждет машина, если не ошибаюсь, сезона 2009 или 2010, а по соседству — исторический автомобиль 60-х годов. И такого добра тут — выше крыши.
В воссозданном под крышей реальном моторхоуме (штаб-квартире команды на время гонки) нас ждет чемпионский автомобиль Кими Райкконена.
Именно в нем летучий финн в 2007 году взял для Scuderia Ferrari 15-й и последний на данный момент чемпионский титул.
Тут же, в моторхоуме, можно увидеть склад запчастей и расходников для Гран-при: крылья, покрышки, понтоны, ГСМ.
А неподалеку — другая чемпионская машина. Гораздо более значимая: модель F1–2000.
Именно на ней Михаэль Шумахер в далеком теперь уже 2000 году принес «Скудерии» первый титул за два десятилетия. Последний Ferrari выигрывала аж в 1979 году, после чего долго шла череда неудач. Которую Михаэль не сразу, но прервал. Да так разошелся, что прерывал еще четыре раза подряд.
Чемпионская машина 2000 года еще та, олдскульная: мотор V10. Кими семь лет спустя побеждал уже на V8 объемом 2,4 литра. А со следующего года все команды по новому регламенту перейдут на кастрированные «шестерки» объемом 1,6 литра. И на хорошие моторы можно будет полюбоваться только тут, в музее. И не только на формульные. Вот двигатель от 458 Italia — V-образная «восьмерка» объемом 4,5 литра. Тоже своего рода шедевр.
На двигатели в Ferrari World можно не только смотреть, но и покупать их по запчастям У парней безотходное производство — все отработанные узлы и механизмы протираются тряпочкой и выставляются на продажу. Хотите поршень от мотора прошлых лет?
Готовьте около 58 800 рублей. Вам завернут его в подарочную упаковку и снабдят сертификатом подлинности. Тонкие эстеты с толстыми кошельками могут позволить себе целый коленвал!
За 231 000 рублей можно приобрести себе настоящий шлем Фернандо Алонсо (шлем Фелипе стоит чуть дешевле).
Или комбинезон из-под него же. Тщательно постиранный и высушенный. Или детали выхлопа. Особо состоятельные парни смогут собрать себе целый автомобиль — запчастей тут хватит.
Но лучше просто полюбоваться инженерно-прекрасными железками и пройти любоваться эстетикой.
Во всех залах и фойе щедро выставлены кольцевые 599-е разных лет и кузовных классов, а в отдельном помещении можно докружить и без того вскруженную голову.
Ferrari 250, нестареющая классика пятидесятых годов. Дизайн Pininfarina, легкий V12 небывалой для тех времен отдачи в 280 л.с. А еще именно эта модель послужила в своем роде толчком к появлению марки Lamborghini.
Именно такое купе было у Феруччо Ламборгини. По легенде, его экземпляр доставлял кучу головной боли из-за проблем со сцеплением, что синьора Ламборгини категорически не устраивало. С дельными предложениями по поводу улучшения конструкции он пришел к Феррари, но гордый по натуре и темпераментный Энцо не пожелал принять какого-то производителя тракторов. Ламборгини обиделся в ответ и решил сам заняться созданием спортивных машин. В Ferrari поначалу не слишком серьезно отнеслись к затее соседей и продолжили выпускать шедевры. Как этот 275 GTB, например.
Переднемоторная 300-сильная 12-цилиндровая модель с независимой подвеской по кругу. Из технических нюансов — скомпонованный с ведущим задним мостом блок коробки передач. Такая схема позволила хорошо сбалансировать автомобиль, приблизив его к эталонной развесовке 50:50: перетяжеленный мотором передок уравновешивался задним свесом с трансмиссионным узлом. Следом за этой моделью в истории Ferrari появилась Daytona.
Примечательно, что это неофициальное имя машины. Вообще-то, индекс 365 GTB/4. «Дайтоной» ее прозвали в СМИ — в честь 24-часовой гонки в одноименном городе. Ferrari побеждала там накануне выхода этой модели, в 1967 году. Мотор 365 GTB/4 — характерный для тех времен V12, с углом развала в 60 градусов. Мощность — 353 силы.
Была в истории Ferrari и «бюджетная» веха: в конце 60-х Энцо создал суббренд и вывел под ним на рынок легкое двухместное купе. Бренд назвали в честь сына Феррари — Альфредо Энцовича по прозвищу Дино.
Машина обладала легким мотором V6 объемом всего два литра и мощностью, меньшей, чем у современных заряженных хетчбэков — всего 180 сил. Интересно другое: расположение мотора. Если верить архивариусам, то Dino 206 GT стал первой в мире дорожной машиной со среднемоторной компоновкой и при этом поперечным расположением двигателя. Для гоночных машин того времени такое было нормой, но для легких гражданских машин — нет.
История Dino продолжилась еще несколькими успешными моделями, но в начале восьмидесятых бренд как самостоятельная единица исчез. Остались только Ferrari.
C началом 80-х связана и вот эта машина. Один из величайших суперкаров всех времен, Ferrari F40. Выпущенная к сороковому юбилею марки в 1987 году, она должна была стать последним «прощай» 90-летнего Энцо. И стала. F40 была быстрее всего, что производилось на тот момент: 3,8 сек. до первой сотни, 0–200 км/ч — за 11 секунд и 320 км/ч максималки.
Именно Ferrari F40 стала первой дорожной машиной, взявшей такой скоростной барьер. Конкуренцию «сороковке» мог составить разве что вышедший несколькими годами позже Diablo от Lamborghini и один из первых суперкаров в истории Porsche — 959.
Идеологическим преемником F40 должна была стать следующая юбилейная модель — F50. Но отчего-то не стала.
Быстро она ехала только в Need For Speed 2, но на практике пресса тех лет усиленно громила машину за буйный норов и никакую управляемость. А ведь в Маранелло так старались! Их целью было дать владельцам те же ощущения, что испытывали пилоты F1.
Гоночных технологий тут хватало: кузов и салон из композитных материалов, кевлара и полиамидных сот, формульные двухрычажные подвески с горизонтальными рычагами, сухой картер, который обеспечивает стабильную работу системы смазки (масло при поворотах на быстрой скорости не плещется от одного края поддона к другому, не появляется масляного голодания).
Но что-то не задалось. И несмотря на то, что все 349 экземпляров разошлись по частным коллекциям, особой славы F50 так и не сыскала.
Зато сыскал его последователь. В нулевых годах у Ferrari начались проблемы с фантазией по части нейминга, апофеозом которого стала актуальная Ferrari LaFerrari. А первым звоночком был Enzo.
К счастью, по технике и дизайну проблем не было. Ferrari Enzo построен по тому же принципу, что и F40, и F50. То есть формульные технологии засовывают в кузов дорожной машины и выпускают ограниченным тиражом (399 штук).
Гоночное тут все: диффузор сзади, хитрые воздухозаборники по кузову (для охлаждения радиатора и тормозов), да даже колеса с креплением одной гайкой!
Светодиоды на руле показывают момент переключения передач, которые перещелкиваются со скоростью в 15 миллисекунд. V12 выдает 660 л.с. и пуляет машиной в точку за 3,65 сек.
Ferrari на достигнутом не остановились и выпустили на базе Enzo бескомпромиссную трековую версию FXX. Стоит тут же, по соседству.
Тираж составил всего 30 штук, но вот в чем загвоздка. Вы могли заплатить за нее более 1,8 млн долларов, но забрать домой и поставить в гараж — нет. FXX была частью клиентской тест-программы. Ты платишь Ferrari деньги, машина хранится у них на треке и иногда выдается тебе для заездов в строго отведенные дни. В которые ты можешь ощутить разгон до сотни за 2,5 секунды (версия 2008 года) и, если повезет, 340 км/ч максималки.
Еще Ferrari FXX примечательна тем, что за ее рулем Михаэль Шумахер в костюме Стига установил рекорд трека Top Gear. Тот выпуск шоу в свое время наделал шуму, потому что казалось, что личность таинственного «прирученного гонщика» раскрыта. Оказалось, нет. Михаэль был нужен лишь потому, что никому из Top Gear за руль сесть не дали. А Шумахер на ту пору хоть и завязал с гонками, но числился консультантом марки и тест-пилотом. Еще говорят, что одной из 30 FXX владеет Роман Абрамович. Такой вот за моделью тянется шлейф.
Как и за всеми экспонатами, выставленными в Ferrari World. Скучные и незатейливые аттракционы выставочная часть компенсирует с лихвой. Можно часами медитировать над подвешенной под потолком «Италией», облизываться на полноприводный FF или California. Хотя последней нас особо не удивишь.
Возвращаясь к вопросу о том, стоит ли этот парк развлечений на острове Яс под Абу-Даби тех 225 дирхамов (1890 рублей), что за него просят сегодня? Только за экспозицию и Formula Rossa — да.
Стоит даже терпеть эти часовые очереди — на входе ли, на отдельных ли аттракционах. Потому что, если честно, вряд ли кто-то из нас при жизни сможет не то что вместе, но по отдельности увидеть столько шедевров автостроения. А к некоторым даже прикоснуться.
Несмотря на строжайший запрет, например, трудно побороть в себе желание обнять и плакать над F1–2000. При взгляде на эти понтоны, спонсорские наклейки и фамилию над кокпитом фонтаном хлещет ностальгия. Ну, вы же помните? 1998, упорная борьба Михаэля с Хаккиненом до последнего (!) Гран-при. Недолет. Я узнал о нем из декабрьского «За рулем», и Новый год был испорчен. 1999 — помните? Ирвайн, атака, авария, опять недолет до титула. И ликование-2000, когда, наконец, Михаэль смог. Вот на этом:
Помните? Вам точно туда.
Ценник на посещение Ferrari World варьируется в зависимости от сезона. Категорически рекомендую бронировать билеты через интернет на сайте парка: с раннего утра туристов туда подвозят сотнями, рискуете потерять весь день в ожидании.
Детский билет (рост — до 1,3 м) обойдется в 185 дирхамов (1 554 рубля), взрослый в простую очередь — в 1 890 рублей, а взрослый в «элитную» очередь (она короче и дает еще ряд преимуществ на некоторых аттракционах) — 2 730 рублей.
Особого смысла в приобретении билета последнего типа я так и не увидел: на большинство аттракционов не скапливается катастрофического множества людей. А на Formula Rossa, где ты можешь простоять в ожидании своего часа от 65 минут, теоретически такой билетик в быструю очередь нужен. Только вот в какой-то момент обе очереди уравниваются по числу желающих пощекотать себе нервы на скорости 240 км/ч. И смысл переплаты?
Ferrari World расположен в том же гоночном раю, что и трасса Яс-Марина, о которой мы вам уже рассказывали. Это остров Яс в 40 километрах от столицы ОАЭ.
Из Екатеринбурга до ОАЭ я летел прямым рейсом компании AirArabia всего 5 часов. До Ferrari World из всех крупных эмиратов (Шарджа, Дубаи, Абу-Даби) ходят рейсовые автобусы уже с самого утра. Можно на такси, но цена поездки из соседнего с островом Яс Абу-Даби выйдет минимум в 130 дирхам (1 092 рубля). Внимательно с временем работы: FW открывается в 11 часов местного времени, что довольно поздно и непривычно для Эмиратов.
|
---|
За помощь в подготовке материала благодарим авиакомпанию AirArabia Кирилл Зайцев, Екатеринбург—Абу-Даби—Яс, специально для Портала 66.ru. |
Не вошедшие в основной материал кадры (много кадров!) есть в нашей традиционной галерее снизу.
Фото автора; 66.RU