Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Лабораторная работа: проверяем солярку на пригодность

16 октября 2012, 08:00
Дорожать солярка дорожает: как по часам, неделю за неделей. А что там с качеством?

В принципе, нормально. Криминальных отклонений на 17 проверенных АЗС мы не нашли. Но поводы усомниться в некоторых пробах все же есть. Коротко о тех параметрах, которые мы проверяем в рамках нашего экспресс-анализа.

  • Цетановое число — показывает не стойкость к детонации, как октановое у бензина, а воспламеняемость. Чем выше цетановое число, тем лучше и мягче воспламеняется топливо. Иными словами, чем оно выше, тем лучше.
  • Температура застывания — параметр, отражающий минимальный порог застывания диз. топлива.
  • Содержание керосина — в процентном отношении показывает, сколько керосина наша аппаратура обнаруживает в пробе топлива. Об этом параметре подробнее поговорим ниже. Пока же смотрим результаты двухнедельных заборов проб на сетевых и одиночных АЗС Екатеринбурга.

Результаты экспресс-анализа дизельного топлива с 3 по 15.10.2012*

АЗС, адрес Цетановое число Температура застывания Содержание керосина,%
ТНК. Проезжая, 5 50 -8,9 0
ERGO. Малышева, 124 48 -19 39
Татнефть. Ткачей, 15 50 -8 0
Екойл. Цвиллинга, 3 50,3 -7,4 0
Газпромнефть-Урал. Высоцкого, 1а. 50 -11 0
ИП Циулина. Старых Большевиков, 1а/2 48,3 -13,7 16,4
Бархан. Базовый, 41 50 -9,7 0
«Лукойл-Пермнефтепродукт». Маяковского, 1а. 46,8 -35,6 0
ВКС-Урал. Учителей, 30а. 48 -14,9 0,3
Татнефть. Дублер Сибирского тракта, 10 50,7 -6,8 0
Газпромнефт-Урал. Вилонова, 31 50,5 -10,5 0
Бархан. Фурманова, 134 51,1 -5,8 0
ТНК. Черепанова, 21 50 -8,4 0
ТНК. Зоологическая, 7а 48,9 -10 1,1
«Формула-1». Шефская, 111 48,6 -13 13,5
«Русский хмель». Пехотинцев, 29. 51,7 -4,7 0
АЗС на Армавирской, 22 б 48 -17 27,8

* Красным выделены отклонения от нормы/ГОСТа

АЗС без нареканий
АЗС с нареканиями и вопросами

Как видим, все цетановые числа укладываются в технический регламент по дизтопливу. То есть не ниже 45. Температура замерзания в пробах с четырех АЗС не дотягивает до положенных –10 градусов Цельсия. Местами мы намерили этот параметр в пределах минус 8 градусов, что с учетом погрешности в –2 градуса, в принципе, укладывается в норму. Потому делаем скидку на погрешность и не выделяем такие результаты красным.

Но вот –4,7, –7,4 иже с ними даже с учетом погрешности на –10 не похожи. В принципе, пока на дворе еще более-менее теплая погода, особо расстраиваться на этот счет не надо. Хуже, если так будет в начале ноября, когда АЗС должны будут перейти на зимнее дизтопливо, а заморозки уже станут привычным делом.

Теперь что касается содержания керосина. В большом числе проб наша аппаратура зафиксировала его наличие, что не очень хорошо. В прошлые годы его содержание допускалось в пределах 20%. Еще когда-то считалось, что содержание керосина в районе 20% особо не влияет на свойства солярки. Современный техрегламент наличие керосина в дизтопливе не подразумевает.

Гульфия Шарыгина, начальник отдела сертификации качества «Газпромнефть-Урал»:

— Ранее, до принятия и вступления в силу нового технического регламента, существовала возможность использовать летнее дизтопливо зимой при добавлении в него керосина. При температуре воздуха не ниже -20/-30 градусов в д.т. добавляли не более 10% керосина. Он предотвращал загустение топлива при низких температурах.
Однако добавление керосина изменяет значение показателей качества д.т. в худшую сторону: снижает цетановое число до 10 единиц, температуру вспышки на 10–15°С, повышает содержание серы на 40%, что противоречит требованиям техрегламента.

Конечно, всегда остается вероятность того, что за керосин наша аппаратура принимает разнообразные добавки и присадки, обильно содержащиеся в топливе. Все-таки грешить в той или иной степени может любой прибор.

Погрешности измерений дизельного топлива прибора Shatox SX-300

  • Цетановое число — 1,
  • Температура застывания — 2 градуса,
  • Содержание воды — 1%,
  • Содержание керосина 0,01%

Требования к характеристикам дизельного топлива*

Параметр Единица измерения Нормы в отношении
класса 2 класса 3 класса 4 класса 5
Массовая доля серы, не более мг/кг 500 350 50 10
Температура вспышки в закрытом
тигле, не ниже:
°C
дизельного топлива, за
исключением дизельного топлива
для арктического климата
40 40 40 40
дизельного топлива для
арктического климата
30 30 30 30
Фракционный состав — 95 процентов
объемных перегоняется при
температуре не выше
°C 360 360 360 360
Массовая доля полициклических
ароматических углеводородов,
не более
% - 11 11 11
Цетановое число, не менее - 45 51 51 51
Цетановое число для дизельного
топлива для холодного и
арктического климата, не менее
- - 47 47 47
Предельная температура
фильтруемости, не выше:
°C
дизельного топлива
для холодного климата
минус 20 минус 20 минус 20 минус 20
дизельного топлива
для арктического климата
минус 38 минус 38 минус 38 минус 38
Смазывающая способность, не более °C 460 460 460 460

* из приложения № 2 к техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»

Еще раз про методику нашего экспресс-анализа, исследуемые параметры и имеющиеся погрешности прибора можно посмотреть здесь.

Начиная со следующей проверки, особое внимание будем уделять температурным показателям дизтоплива, потому что ноябрь, а вместе с ним заморозки, уже на носу. Пока же адреса интересующих АЗС, которые хотелось бы проверить, можно оставлять в комментариях ниже.