Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Достижения народного хозяйства: первый тест Lada Granta c автоматом

27 августа 2012, 10:00
Достижения народного хозяйства: первый тест Lada Granta c автоматом
Фото: Николай Ковалевский для 66.ru, архив 66.ru
Нет, это не магия и не чья-то шутка. С конвейера АвтоВАЗа серийно пошли машины с автоматической трансмиссией. На одной мы уже покатались.

В 1869 году мы придумали периодическую таблицу химических элементов. В 1883 году мы начертили первый космический корабль. В 1897 году изобрели радио и придумали свою аэродинамическую трубу. В 1907 — первое телевидение. В 1953 — первую водородную бомбу. Первыми полетели в космос в 1961. А в 2012 наконец-то дошли до установки АКПП в отечественный автомобиль. Считаю, успех.

Правда, агрегат не наш, не сколковский, а японский — фирмы Jatco. До этого много лет его устанавливали в разнообразные «Ниссаны». Ну, а ВАЗу коробка досталась по наследству. Видимо, по принципу «самим не надо, выбросить жаль».

Для бюджетной машины на самом деле впору: автомат недорогой, технически простой, годами проверенный. Никакого «типтроника», никаких роботизированных сцеплений — гидротрансформатор, четыре ступени, принудительная блокировка на первой/второй передачах. PRND21, в общем. Кто еще помнит праворуких японцев, с такой схемой знаком.

Из достоинств (пока — гипотетических) — надежность: конструкция достаточно проста, коробка разрабатывалась не с нуля, значит, если «детские болячки» и были, то уже давно выпилены японскими инженерами.

Из недостатков АКПП — сам факт ее наличия, как бы парадоксально это не прозвучало. Если делать совсем по уму, то вместе с коробкой «Гранте» надо было поставить новый силовой агрегат. Возможностей 98-сильного мотора маловато.

И если при городских перемещениях нехватки мощности не замечаешь — едет машинка очень и очень шустро, то за городом мало-мальский обгон приходится просчитывать очень и очень тщательно. Как ни крути, а от 98 имеющихся лошадок гидротрансформатор чуть-чуть забирает для своей работы. Еще немного — кондиционер. А внутри — хоть и не тяжеловесы, но — трое…

А если не брать в расчет скромные возможности двигателя, то сама коробка — очень и очень удачна! Я совсем не замечал момент смены передач — работа небывало плавная. Через какое-то время притираешься и к логике механизма: гладишь педаль — коробка быстро-быстро перемещается на экологичные повышенные передачи; давишь акселератор чуть интенсивнее — агрегат держит повышенные обороты мотора, давая возможность мало-мальски пошустрить и ехать чуть бодрее, чем 60 км/ч на высшей передаче; плюс есть еще «кикдаун» — чтобы мчать во весь опор, сбросив передачу до максимально эффективной второй.

Учитывая все это, коробку можно назвать очень хорошей. Обычно ведь как: у гидротрансформаторных АКПП есть два положения: «вкл» («кикдаун», езда на максимально высоких оборотах) и «выкл» (тошнотворные 1 500 оборотов на высшей передаче). Автомат Jatco позволяет водителю быть более свободным в перемещении. Она как бы дает возможность реализовывать ту манеру езды, которую ты предпочитаешь.

Правда, надо быть готовым к повышенному расходу топлива: на необкатанной машине бортовой компьютер почему-то упорно выдавал 19,1 л/100 км. Брешет — безбожно, мы засекали вручную и считали потом на калькуляторе. Выехали ровно с половиной бака, за 90 километров сожгли 2 «полосочки». При емкости бака в 50 литров цена деления должна быть равна 5 литрам. Значит, на первые 90 километров пути потратили около 10 литров. Тоже немало, но все же не 19,1, которыми нас пугал бортовой компьютер. Изыски оставили в стороне, на обратном пути залились простым АИ-92 на «Газпромнефти». 16-клапанник им питается запросто.

Что касается езды на «Гранте» в целом, то негатива она не вызывает. Плавность хода — неоспоримая: глубокие канавы и ямы машина пролетает, как будто и не было их тут. Правда, не очень любит шершавый асфальт и выступающие над поверхностью стыки. Каждый такой стык отдается глухим шлепком. Правда, эту особенность я готов списать, скорее, на резину — шумноватую «КАМА Евро». Может, она виновата в такой шумной отработке мелкого рельефа.

Подвески же способны проглотить, кажется, все: даже русское поле, по которому ехать можно, как на раллийной машине — в полный газ.
Правда, рискуешь потом не остановиться: на тестовом авто педаль тормоза абсолютно дубовая, требует колоссального усилия. До кучи, в первой половине хода ничего не происходит, зато потом замедление — резче не бывает. Эффективно останавливаться удавалось только торможением левой ногой: она у адептов механики по традиции более тренированная, чем правая, обычно ласково давящая на газ. Надеюсь, это недоработка машины из пробной партии. Ездить так ежедневно — ад.

Про рулевое управление можно целиком копировать абзац из нашего первого обзора машины. Электроусилитель настроен все так же странно. Возвращающее усилие очень активное, фоновое — с провалами: «ноль» пуст, при отклонениях руля сопротивление то появляется, то исчезает.

Представляет ли автоматическая «Гранта» интерес? В глобальном плане — чисто академический. Как показатель того, что мы, русские, научились устанавливать в свои машины АКПП! Чем не повод раскупорить бутылочку «Столичной» да сплясать под «ай-на-нэ»?

Ведь реально — прогресс! Машина разработана не за 20 лет, а за два года. Еще через год появилась коробка-автомат и куча классных опций. Наш экземпляр — так вообще «иннопром» какой-то: кондиционер, ЭУР, две подушки безопасности, бортовой компьютер, подголовники на всех сидениях.

И моя любимая «баранка» с 3D-эффектом и приливом под большие пальцы.

Аудиомагнитофон, правда, покупной, не местный. Но обещают завезти замечательную «двухдиновую» навигацию, которая мне так понравилась еще в «Приоре».

Причем если в случае с ней больше нравиться нечему, то с «Грантой» уже вполне сносно можно жить. Здесь европейская геометрия посадки, европейская эргономика, европейская логика расположения органов управления, приборов и их работы. Нельзя сказать, что на ВАЗе подглядывали в щелку за «Логаном», но хороших черт, в том числе и его, здесь хватает.

Но вместе с тем Granta кажется такой родной и близкой, такой «россиянской». Что-то скрипит справа (пробег на старте меньше двух сотен километров), повизгивает сверху, очень по-русски прибиты гвоздями и намертво вкручены саморезами панели обшивки, а на крышке багажника непонятно зачем вырезаны неведомые подштамповки, которые, кажется, остались от чернового варианта дизайна с длинными кормовыми фарами.

В общем, несмотря на ощутимый и глобальный прогресс марки в целом, еще пока хватает безалаберных деталей, напоминающих, что не в европах живешь, а в России. И дело имеешь с русской машиной. Потому, садясь за руль, даже как-то преображаешься весь.

А, преобразившись, думаешь: зачем такой целевой аудитории автомат? По Брусянам и на «ручке» хорошо. В обслуживании, опять же, дешевле механика.

Может, в Тольятти наконец-то решили расширить целевую аудиторию и сделать таким техническим образом машину привлекательной для молодежи и населения мегаполисов? Для тех, кто не с поля картошку мешками вывозит, а гарцует по ночным проспектам внутри ЕКАД? Ведь в этом случае у автомата появляется еще одно неоспоримое достоинство: можно освободить правую руку и положить ее на коленку спутницы. Прелесть же!

Lada Granta с АКПП: цены

Базовая Granta с автоматом дороже топовой (на данный момент) машины с МКПП на 78 200 рублей. Если механическую «норму» с 16-клапанником можно взять максимум за 295 000, то за автоматическую машину просят 373 200. Правда, помимо коробки, там будут доступны кондиционер и вторая подушка безопасности. Которых, кстати, пока нет в машинах с механикой.

Машинка лимитированная: до конца года ВАЗ собирается сделать всего 10 000 машин. Видимо, будет дефицит. Кому надо — успевайте: дилеры уже принимают заказы.

Lada Granta: выводы и ТТХ

+ Непробиваемая подвеска, отличный алгоритм работы АКПП, по-людски сделанный интерьер, огромный багажник
Врущий бортовой компьютер, дубовые тормоза, вялая динамика

Данные приведены для Lada Granta с мотором 1,6 и АКПП
Двигатель Бензиновый, с распределенным впрыском
Число и расположение цилиндров 4 в ряд
Рабочий объем, см³ 1 596
Макс. мощность, л.с./об./мин. 98/5100
Макс. крутящий момент,
Нм/об./мин.
145/3800
Привод Передний
Коробка передач 4-диапазонная, автоматическая
Передняя подвеска Независимая, пружинная
Задняя подвеска Полузависимая, пружинная
Передние тормоза Дисковые вентилируемые
Задние тормоза Барабанные
Максимальная скорость, км/ч 167
Время разгона 0–100 км/ч, с. 12
Размеры, мм
длина 4 260
ширина 1 700
высота 1 500
колесная база 2 476
дорожный просвет 160
Снаряженная масса, кг 1 115
Шины 175/65/R14
Объем багажника, л 480
Расход топлива, л/100 км
городской цикл н.д
загородный цикл н.д
смешанный цикл н.д
Емкость топливного бака, л 50

За уникальную возможность первыми познакомиться с машиной благодарим «Атлантик-Лада»

Текст: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский