— Вас сюда из танковых войск что ли командируют?
— Нет, мы здесь просто работаем. Но и танки водить умеем!
Многие механики-водители здесь — не служивые, но танки — самые настоящие. Коллекция музея военной техники «Боевая слава Урала» завода УГМК пополнилась тремя экземплярами военной техники времен ВОВ.
И сегодня их, тщательно отреставрированных и восстановленных, показывают публике. Колонна из БТ- 7; легендарного Т-34 и первого советского дизельного трактора «Сталинец» проезжает по территории завода. Своим, конечно же, ходом.
Зрелище тем удивительнее, ведь даже самому «молодому» из них — уже 68 лет.
Это средний танк Т-34–85, который свои боевые подвиги совершал под знаменами польской армии. В числе сотен других единиц техники Т-34 поставлялся и в дружественные страны.
А после войны, как мы помним, их долгое время производили в странах Варшавского договора.
Данный экземпляр еще из тех, «сороковых-роковых», времен. Но появились в коллекции завода и машины постарше. Как, например, этот «Быстрый Танк», БТ-7.
По своей конструкции он гораздо более архаичен, чем Т-34: он еще мог передвигаться не только на гусеницах, но и на колесном ходу. А максимальная скорость в этом случае составляла чуть ли не рекордные для тех лет 70 километров в час!
Этот экземпляр имеет сложную историю: в годы войны он «проходил службу» в рядах одной из воинских частей Дальнего Востока, участвовал в русско-японской войне 1945. Где и был подбит врагами.
С 2010 по 2012 год его восстанавливали специалисты участка ремонта и реставрации «Уралэлектромедь». Сейчас он — не то, чтобы как новый, но максимально близок к тому, что было при «рождении», в 1937.
Управляет им на показе профессиональный танкист. Между делом интересуюсь:
— Намного ли сложнее ехать на нем, чем на современных образцах? Далеко мы ушли от 37 года?
— Конечно! Сейчас-то гидравлика кругом, электроника. А в этом сплошь механика. Все тугое, тяжелое. Передачи переключаешь через силу, иногда — двумя руками сразу.
А вот с этим чудом военной уральской техники справиться проще. Потому что и сам он — не сложнее самобеглой повозки: шасси, рама, двигатель и лавочка (деревянная) для водителя. Первый советский дизельный трактор «Сталинец-65» к излишествам и комфорту был непривычен.
В конце 30х его разработали челябинские специалисты, позже там и производили. Но не для сельхознужд, как может подуматься, а для буксировки орудий большой мощности.
Дизельный движок — всего 65 л.с., но рычит и фыркает на все свои 12 цилиндров.
В музей УГМК он, как и другие экспонаты, спустя шесть десятилетий попал в еле живом состоянии.
По словам Станислава Рузаева, специалиста по истории военной техники, все образцы были в свое время откопаны на полях сражения и в разном состоянии доставлены на «Уралэлектромедь».
Уже тут, в В.Пышме, за них берутся специалисты: в лучшем случае, просто приводят в божеский вид. Но зачастую, по словам сварщика Ивана, многие детали по чертежам тех времен приходится буквально создавать заново. Даже элементы моторов и коробок передач!
Для этого в реставрационной мастерской и кадры соответствующие, — не без гордости отмечает Сергей Попов, главный инженер автотранспортного цеха: полковники в отставке, специалисты по тех.вооружению, опытные инженеры…
Точные сроки, которые уходят на восстановление каждого конкретного образца, никто не называет: можно уложиться в полгода, а иногда и полутора-двух лет — мало.
В данном случае успели аккурат к майским праздникам. Чуть больше, чем через неделю, эта бронетехника промарширует на параде в Верхней Пышме. Стройными рядами и с гордо поднятой «головой».
Как и положено настоящим Ветеранам.
|
---|
Репортаж, видео: Кирилл Зайцев |
Многие не вошедшие в основной материал фотографии доступны в фотогалерее ниже.
66.RU