— Переднеприводная машина на треке — это нонсенс!, — скептически качают головой сотрудники «Нижегородского кольца».
— А какой она должна быть?
— Заднеприводная. И лучше «Формула» (то есть авто с открытыми колесами, прим.автора)
Что ж, в свое время руки дойдут и до «Формул», пока же знакомимся с гоночным поведением на хот-хэтче.
Несмотря на иронию в голосе, персонал «Нижегородского кольца» очень приветлив и дружелюбен. Да что там: встретили как старых друзей вообще! Отдали в наше распоряжение весь трек, познакомили с нюансами, да еще и выкатили «безлимитную» питьевую воду. В +30 с лишним — очень своевременная мера.
Жара стоит и впрямь невыносимая: работать в такую пору тяжело, особенно фотографу. С другой стороны, полотно трека достаточно прогрелось, что сулит хорошее сцепление с дорогой. А это немаловажно, учитывая, что профессионально ездить из нашей съемочной группы никто не умеет — все на треке впервые.
Немного о самом кольце мы рассказывали в июле, когда писали про этап кубка «Лада Гранта». Сейчас оценивать будем по другим параметрам.
Для человека с бензином вместо крови «Nring» — это 3,2 км чистого счастья и экстаза: никаких радаров, никаких ограничений, гладкий, как стекло, асфальт высочайшего качества, широкие зоны вылета и гравийные ловушки безопасности. Можно я здесь поживу немного?
Можно! Граждан в трек-дни пускают за деньги, прессу — бесплатно. Хотя занести в кассу не жалко: «безлимитка», согласно официальному прайсу, стоит 1 500 рублей. За возможность ездить на все деньги без ущерба для окружающих и без риска штрафов — реально немного.
— Если не секрет, сколько будут окупаться вложения?, — аккуратно интересуюсь у сотрудников.
— Да лет 100, наверно...
Об этом же год назад в интервью нашему порталу говорил заядлый автофанат Евгений Мак, отвечая на вопрос, почему в Свердловской области до сих пор нет ни одного гоночного трека. Да, с точки зрения чистого бизнеса, строительство трека — меценатство. Вернуть затраты при жизни не получится даже инвесторам трассы в Абу-Даби, что уж говорить про российские «кольца». Не так еще у нас в стране развит автоспорт, тем более, любительский.
Хотя на отсутствие ни того, ни другого «Nring» не жалуется: за год с момента открытия трасса приняла кучу соревнований — от этапов российского кольцевого первенства RTCC до любительских кубков всех мастей.
Внеплановый пит-стоп — смена резины. Но не на гоночный слик, а на... запаску! Осматривая машину перед заездами, увидели вздувшуюся невесть откуда грыжу. Ее появление тем удивительнее, что в ямы не попадали, давление в шинах держали в норме. Искать ближайшую шиномонтажку, да еще и ждать, пока изнутри поставят заплатку — времени не было.
Отказываться от заездов после 2 000 км пути из Екатеринбурга было бы вообще глупо. Коллективно решили ставить запаску. Опробовали пару кругов — нормально едет! Разница в поведении не сильно-то и заметна.
Первым Octavia rS с пит-лейна на трек выводит Вадим Баханов, директор «Нижегородского кольца» и титулованный спортсмен.
Он вообще крайне интересный человек. Именно своей кажущейся заурядностью и простотой. Вот, например, у Бориса Шульмейстера есть сережка в ухе. У Олега Кесельмана подбородок как у Шварценнегера. А Вадим Баханов на гонщика снаружи не похож. Пока за руль не сядет. В его точных и дозированных движениях, в собранности и цельной посадке за рулем чувствуется профессионал крайне высокого уровня.
Ехать с ним — одно удовольствие. Неважно — пассажиром или «пилотом». Не зря, ведь Вадим много лет руководит школой водительского мастерства.
— «Вот здесь поворот хитрый: начинается тут... а тут уже доворот. Лучше заранее оттормозиться... открываемся вот здесь...»
Не могу не сравнить манеру езды Баханова с Олегом Кесельманом, благо впечатления от Porsche road show еще не остыли. Олег в своих движениях агрессивен и напорист, Вадим едет расслабленно и интеллигентно. При этом поддерживает высочайший возможный темп и безошибочно штурмует поворот за поворотом. Еще бы: ему тут каждый апекс — родной, каждая шпилька выучена до мельчайшего миллиметра. Вадим в среднем привозит 01:51:08 с круга.
Нам же есть, что поизучать. Это на схеме трасса выглядит не сложнее дороги на Нижние Серги, по факту — атас! Ни одного простого поворота в нашей конфигурации — все с переподвыподвертом.
Заходишь на траекторию, идешь на апекс и, казалось бы, вот он — выход... Ан нет! Тут еще и доворот есть, и изначальное твое вхождение было неправильным.
На первом круге я паниковал, на втором понервничал, а на третьем уже просто вспотел. Короткий разгон со старта, шикана, разворот, затяжная пологая связка 3 и 4 поворотов, за которой следует скоростной прямик. К сожалению, он внезапно обрывается пятым поворотом, заходить в который надо максимально узко, выходить — широко.
Еще один скоростной прострел резко переходит в «эску», а там начинается самое сложное. 7 поворот с доворотом после первого апекса. Ошибку в просчете траектории понимаю еще на входе: влетел широко и быстро! Аукается эта ошибка на выходе, когда машину выносит в гравийную зону вылета...
Еще один разгонный прямик, обрываемый жестким торможением в пол, пологий восьмой и хитрый девятый повороты проходятся довольно быстро, за ними следует жизнерадостный разгон до десятого, который еще сложнее, чем седьмой поворот!
Опять два апекса (уже под прямыми углами), отчаянная борьба с недостаточной поворачиваемостью, торможением догружаю перед, доворачиваю руль, пытаясь подыграть «кормой» — все-таки выхожу из десятого! На этот раз без вылета с трека. 11й под полной тягой, торможение под стрекот АБС, прямик, шикана
И по новой: разгон—тормоз в пол—руль на малый угол влево—вправо—держимся—держимся—открываемся—тормоз в пол—аккуратно газом—газ до упора—быстрый левый—успевай затормозить—хитрый разворот на седьмом—две передачи вниз—7 000 оборотов—восьмой под тягой—тормоз—открыть дроссель!—отсечка —левая педаль и торможение двигателем—десятый под визг резины и снос «морды»—газ в пол—одиннадцатый под тягой—левая педаль—разворот—в пол—шикана—руль вправо шире—руль влево уже—торможение—быстрый правый—финишный прямик.
Мягковата она для трека. Я бы чуть пожестче сделал заднюю подвеску, чтобы кренилась меньше. Боком выставляться не хочет: система стабилизации гасит заносы. Для обычной жизни, думаю, она великолепна, но для трека слишком нежна.
Перекур — и прыгаю за руль. Прошу Вадима Владимировича проехаться со мной, чтобы еще раз прокомментировать самые «затычные» места трассы. Ну, и мои навыки оценить заодно. Погнали!
— «Уже заходи, уже! Используй всю ширину полосы, раскрывайся шире, выходи воон на ту часть трассы... Надо было под сброс газа заезжать, бесполезно доворачивать и траекторию нащупывать туда-сюда: пусть машина сама задней осью подрулит», — комментирует Вадим мой излишне широкий заход и лютый снос передка на выходе. Под таким руководством реально мастером стать. При должном уровне практики, конечно.
Нам-то ее как раз и не хватает. Коллега Анастасия отмечает, что привычная, бытовая, манера вождения на гоночном треке только мешает: постоянно боишься задеть «встречку» (лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, ага), оттого неверно заходишь в поворот, не там ищешь апекс, излишне узко выходишь, жмешься к обочине... Даже моих теоретических навыков не хватает, чтобы ехать максимально быстро.
Отсматривая onboard-видео со своих заездов, горько опечалился: учиться мне еще и учиться! Гонщики едут здесь минуту сорок, любители на трек-днях выезжают из 1:50. Я же из двух минут с круга так и не вышел — лучшее, что смог показать 2:27 и пара десятых. Без особого прогресса: мой первый круг: 2:33:21, второй — 2:27:0, дальше 2:31:16... Вот как выглядел мой самый «быстрый» круг.
Конечно, можно попенять на машину. Дескать, и тормоза у ней слабоваты, и резина рано начинает скользить, да и «морда» уж больно тяжелая, бороться с ней надобно... Но тут будет впору вспомнить поговорку про плохого танцора...
Машина, на самом деле, молодец. Хотя бы потому, что покорно давала насиловать себя на протяжении тридцати кругов, часть из которых весьма жестко проехал сам Баханов, а дальше я. Octavia rS, конечно, хороша. В повседневной жизни.
Хоть и бесконечно далека от спорта. Тяжеловата она для трека. И слишком грузная: все-таки больше 4,5 м в длину! Плюс, для такой езды нужна «механика», а DSG только мешается своими ранними переключениями. Даже ручной режим не спасает. Хотя, когда едешь с ним, переключаясь подрулевыми гашетками, можно почувствовать себя Дэвидом Култхардом. Или даже Феттелем.
Возможностей шасси хватает с избытком — за полотно машина держится до последнего. Первой все-таки сдается резина: штатная Bridgestone Potenza поплыла после первого десятка кругов.
Поперечные крены при таких габаритах и нагрузках, считай, что вообще отстутствуют — спасибо более жесткой, чем в стоке, подвеске.
Рулевое управление остается чистым и прозрачным даже в этих условиях: чертить заданную траекторию при такой внятной обратной связи — в кайф.
Но все же, все же, все же... То, что в повседневности является просторным салоном и большим багажником на треке оборачивается лишней массой. В итоге, чтобы править rS-кой из виража в вираж, надо изрядно потрудиться. Очень много времени уходит на возню с машиной и на борьбу с недостаточной поворачиваемостью. Поэтому мы пожалели чешский хот-хэтч и свернули ездовую программу: машинку жалко.
— А это что у вас такое стоит?, — показывая на туринговый Civic Typer R, спрашиваю Вадима Баханова.
— Прокатная машина. Скоро запустим прокат, можно будет ездить.
О как! Похоже, я уже знаю, где проведу новогодние и майские выходные...
|
---|
Снимали «интернациональной» бригадой из Екатеринбурга, Перми и Н.Новгорода. |
|
---|
В окрестностях трека обнаружился коттеджный поселок с аутентичным для нашей машины названием. Прямо как дома! |
|
---|
Текст, видео: Кирилл Зайцев Фото: Александр Кудряшов, Анастасия Вяткина, Благодарим коллектив «Нижегородского кольца» и лично Вадима Баханова за гостеприимство. |
66.RU